Мелкозернистый асфальтобетон – Мелкозернистый асфальтобетон

Автор

Содержание

Мелкозернистый асфальтобетон

Асфальтобетон — искусственный материал, широко используемый в дорожном строительстве. Он изготавливается путем уплотнения смеси, состоящей из разных пропорций камня (гравия или щебня), песка, связующего битума и минеральных наполнителей. В современном дорожном строительстве пользуется повышенным спросом мелкозернистый асфальтобетон, который широко используется для устройства верхнего слоя дорожного покрытия, укладки тротуаров, спортивных площадок и т. д. Чтобы изучить свойства и характеристики мелкозернистой смеси, надо сравнить ее с другими видами асфальтобетона.

Типы и предназначение асфальтобетона

Универсальный асфальтобетон — это смесь, которая содержит не более 15% асфальта. В ее состав входят дополнительные инертные вещества (тонкодисперсные минеральные добавки), улучшающие показатели и эксплуатационные характеристики состава. Асфальтобетонные смеси используют при строительстве дорог, так как они выдерживают значительные механические нагрузки, отличаются прочностью и долговечностью.

Благодаря составляющим компонентам, этот стройматериал может подвергаться укатке и уплотнению с целью повышения прочности. Асфальтобетон разделяют на крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый. Разные типы дорожного асфальтобетона отличаются между собой количеством основного заполнителя (гравия, щебня, песка). Для создания крупнозернистого используют щебень размером до 40 мм, среднезернистого — до 25 мм, мелкозернистого — до 20 мм.

Невозможно точно определить, какой асфальтобетон лучше. Каждый тип имеет свое предназначение в дорожном строительстве:

  1. Крупнозернистый асфальтобетон обычно используется для обустройства нижнего слоя дороги. В составе смеси имеется щебень размером до 0,4 см.
  2. Среднезернистый асфальтобетон применяется для укладки однослойных дорожных покрытий или для создания верхнего слоя двухслойного полотна. Один из основных компонентов асфальтобетонной смеси этого типа — щебень размером до 0,25 см.
  3. Мелкозернистый асфальтобетон отличается высокой сопротивляемостью к атмосферным и механическим воздействиям. Поэтому его часто используют для устройства автомобильных трасс с интенсивным движением и укладки верхнего слоя в двухслойных дорожных покрытиях. Щебень, содержащийся в составе смеси, имеет размеры 0,5-2 см.

Нижний слой дорожного покрытия выполняет функцию основания и применяется для выравнивания чернового полотна. Он должен быть прочным и более жестким, поэтому для создания асфальтобетонной смеси используют зерна с крупной фракцией. Верхние слои отвечают за гладкость и идеальную форму полотна. Для их устройства оптимально подходит асфальтная смесь, содержащая мелкие зерна заполнителя.

В зависимости от климатической зоны и предназначения дорожное покрытие должно выдерживать разные механические и температурные нагрузки. Асфальтобетон не должен плавиться при высокой температуре воздуха и застывать при низких показателях. В зависимости от особенностей укладки и застывания асфальтные смеси делятся на холодные и горячие.

Важная информация! Горячий асфальтобетон перед укладкой нагревают до 100-120C, а холодный остается вязким при обычной температуре воздуха. Его укладывают при температуре не ниже -10C.

Для устройства дорожных покрытий облегченного типа в строительстве используют асфальтобетон холодного типа с мелкими фракциями. Этот стройматериал изготавливается с применением мелкозернистого или песчаного заполнителя.

Полезный совет! Не рекомендуется самостоятельно создавать мелкозернистый асфальтобетон в домашних условиях, так как этот процесс требует соблюдения точных пропорций.

Особенности изготовления

Мелкозернистые асфальтные смеси изготавливаются на специализированных заводах, а их укладка выполняется при помощи техники, с использованием специальных способов. Этот стройматериал обычно доставляется на объект при помощи спецтранспорта, так как некоторые асфальтобетонные смеси требуют непрерывного подогрева.

Важная информация! Объемный вес готового мелкозернистого асфальтобетона зависит от пропорций составляющих элементов. Стройматериал представлен производителями в нескольких вариантах, которые отличаются комбинацией смеси или наличием дополнительных компонентов.

Главная задача производителя — при изготовлении мелкозернистого асфальтобетона надо определиться с фракцией наполнителя. Обычно для этого используется определенное количество щебенки, диаметр которой не превышает 20 мм. Правильно подобранные пропорции позволяют обеспечить требуемый удельный вес готового мелкозернистого асфальтобетона.

Также в асфальтобетонную смесь добавляют нужное количество сыпучих веществ, например, шлак или песок. От этого компонента зависит густота и тягучесть состава. Инструкция, по которой изготавливают асфальтобетон, содержит этап добавления связывающего вещества. Им является гудрон, получаемый в результате перегонки нефти.

Полезный совет! Обычно производители изготавливают на специализированном предприятии 2-3 вида асфальта, которые оптимально подходят для конкретных климатических условий. При крупном заказе они могут внести изменения в состав асфальтобетонной смеси.

Характеристики мелкозернистого асфальтобетона

Еще несколько десятилетий назад асфальтобетонная смесь, содержащая мелкие фракции, плохо переносила перепады температур, перемену влажности и воздействие солнечных лучей. Современные производители решили эту проблему путем использования специальных присадок. Поэтому сегодня асфальтобетон этого типа широко используется при строительстве дорог разного предназначения.

Одно из основных преимуществ этого стройматериала — мелкозернистый и другие типы асфальтобетона укладываются без использования дорогостоящих процессов. В отличие от асфальтобетонной смеси для устройства дорожного покрытия из железобетонных плит применяется резка стройматериала алмазными кругами.

Полезный совет! Заказывая мелкозернистый асфальтобетон на производстве, необходимо потребовать от изготовителя сертификат качества. В документе должны быть необходимые характеристики на конкретную партию продукции.

Наиболее прочные, износостойкие и долговечные — щебенистые смеси, используемые для устройства взлетно-посадочных полос аэродромов и твердых покрытий трасс с интенсивным движением. Прочность дорог из гравийных смесей ниже за счет того, что гладкая поверхность гравия имеет свойство уменьшать силы адгезии, которые удерживают его в асфальтобетоне. Менее прочные — смеси из природного песка. Они используются для устройства пешеходных зон и покрытия дорог с неинтенсивным движением.

Область применения

Асфальтобетон — стройматериал с отличными прочностными характеристиками, поэтому он широко применяется для устройства долговечного твердого покрытия автодорог, пешеходных зон, рулежных дорожек аэродромов и взлетно-посадочных. Каждый из компонентов в составе смеси играет определенную роль и помогает придать асфальтобетону свойства, позволяющие применять его при устройстве твердых дорожных покрытий:

  • Битум (модифицированный, натуральный). Он выполняет функцию органического вяжущего и склеивает между собой твердые компоненты асфальтобетонной смеси, предотвращая относительные перемещения. Его получают путем перегонки нефтепродуктов с использованием химического синтеза или добывают из естественных залежей битуминозных пород и асфальта.

  • Мелкий щебень и песок. Использование этих сравнительно недорогих стройматериалов в дорожном строительстве позволяет заполнить пустоты, образующиеся в теле асфальтобетона. Песок и щебень разного размера эффективно повышает механическую прочность, износостойкость и срок службы дорожного покрытия.

  • Минеральный порошок. Он эффективно снижает текучесть и расход битума. Его получают путем разлома известняков, доменных шлаков, битуминозных известняков и доломитов. Тонкость помола порошков — до 0,071 мм. Иногда в качестве минеральных порошков используют различные порошкообразные отходы промышленности, например, пыль уноса цементных заводов.

  • Мелкозернистый асфальтобетон часто используют для устройства тротуаров и пешеходных зон, так как он стоит намного дешевле тротуарных плит. Также он применяется для выполнения мелких ремонтных работ на дороге, например, для заделки щелей. В военных учебных заведениях это тип асфальтобетона используют для создания плаца и специальных площадок.

Важная информация! Некоторые виды асфальтобетона укладывают при высокой температуре. В этом случае дорожные работы необходимо проводить, учитывая правила техники безопасности.

Дорожные покрытия из асфальтобетона обладают длительным сроком эксплуатации даже при превышении допустимых механических нагрузок. Аналогичными качествами не обладают другие стройматериалы с тем же назначением.

В современном строительстве встречаются разнообразные виды стройматериалов, которые сложно заменить, так как они имеют строго определенное предназначение. К незаменимым материалам относится мелкозернистый асфальтобетон для дорожных работ, обладающий отличными прочностными характеристиками. Он востребован для создания дорожного покрытия на площадках, пешеходных зонах и территориях, прилегающих к жилым домам и другим зданиям. Широко используется для устройства верхнего слоя автомобильных дорог при укладке двухслойного дорожного покрытия.

rovnayadoroga.ru

Какой асфальт лучше? Мелкозернистый или крупнозернистый, горячий или холодный?

Изобретение асфальта принесло много позитива автолюбителям. Это и снижение уровня шума на дороге, и уменьшение расхода топлива и атмосферных выбросов. С ростом требований к качеству дорожного покрытия изменяются стандарты качественного покрытия, а в зависимости от добавляемых модификаторов различают типы выпускаемого асфальта.

Асфальт (правильно – асфальтобетон) – устойчивый материал, произведенный из песка, камня (щебня или гравия), связующего битума и минеральных наполнителей в различных пропорциях.

В зависимости от фракции основного заполнителя (щебня, гравия, пека), асфальт подразделяют на крупнозернистый и мелкозернистый. Для крупнозернистого используются щебень с размерами 20 – 40 мм, для мелкозернистого, соответственно, менее 20 мм. Ответить на вопрос, какой из них лучше не возможно из-за различного предназначения этих типов асфальта. Нижние слои дорожного покрытия, призванные быть основанием и выровнять черновое полотно, должны быть жесткими и прочными, поэтому требуют зерен с большой фракцией. А вот верхние слои, отвечающие за форму и гладкость, выполняют из асфальтной смеси с мелкими зернами заполнителя.

В разных климатических зонах асфальтное покрытие дорог должно выдерживать температурные и нагрузочные особенности. Например, не плавиться при высоких температурах, и застывать без потери качества – при низких. В зависимости от температуры, предусмотренной для укладки и застывания, асфальтовые смеси делят на горячие и холодные.

Горячий асфальт производят из щебня (до 95%), песка и гравия, связывая их битумом при температуре 140-1800С. Это наиболее привычная и распространенная технология укладки дорожного покрытия, в которой требуется специальная техника.

Холодный асфальт произведен из щебня с мелкой фракцией (3-8 мм) с использованием жидкого битума и специальных добавок, повышающих эластичность, под температурой в 80-1200С. Добавки повышают эластичность смеси и показатель его сцепки с дорожным полотном.

Горячий и холодный асфальт имеют множество различий, касающихся не только технологии их производства, но и процессов укладки.

  1. Температура укладки. Горячий асфальт не применяют в строительстве дорог, если температура воздуха ниже +50С или выше +250С. При показателях выше этой отметки горячая смесь очень плохо застывает. Для холодного асфальта граничные температуры составляют -300С и +400С. Таким образом, снимаются ограничения на сезонность выполнения ремонтных и строительных работ.
  2. Срок использования готовой смеси холодного асфальта ограничен двумя годами (срок годности). Хранится он может навалом под открытым небом (до 1 года) или в расфасованном виде в мешках по 25-50 кг. Свежеприготовленный горячий асфальт должен быть использован в течение 4-5 часов, а остатки не подлежат хранению и должны быть утилизированы.
  3. Процесс производства холодного асфальта дает минимальный парниковый эффект, в отличие от «соперника».
  4. До места использования горячий асфальт доставляется при температуре не ниже 1300С. Для холодного приемлема окружающая температура.
  5. Для укладки горячего асфальта надолго перекрываются дорожные магистрали. В работах принимают участие самосвалы, катки и виброплиты, а также бригада строителей численностью до 10 человек. Утрамбовать холодный асфальт можно вручную, и это под силу 2-3- рабочим. Останавливать или перенаправлять движение практически не требуется, поскольку после завершения очередного этапа работ, по только что уложенному асфальту могут двигаться автомобили.
  6. В процессе укладки оба вида смеси требуют сухого чернового покрытия (или ямы). Для горячей смеси важно, чтобы края ямы были обработаны битумом, а в холодное время ее нужно дополнительно прогреть.
  7. Стоимость изготовления холодного асфальта в разы выше, чем горячего. Но удобство его хранения и укладки для отдельных регионов нашей страны имеет больше преимуществ.

Также хотелось бы отметить, что холодный асфальтобетон не сможет полностью заменить горячую смесь, ведь его основное предназначение — это ремонт полотна.

Автор: Рыпань Олег, специалист по обустройству дорожного покрытия Компании «ТСГ» www.thetastroy.ru

www.thetastroy.ru

Мелкозернистый асфальтобетон: свойства и область применения

В современном постройке видятся такие виды материалов, каковые имеют строго определенное назначение и их достаточно сложно заменить. К примеру, самым популярным видом таковой продукции есть мелкозернистый асфальтобетон. И значительно чаще он используется для покрытия пешеходных дорожек, площадок либо прилегающих к зданию территорий.

Основные понятия и характеристики

Для начала нужно сказать о том, что данные составы изготавливаются на фабриках, и все они требуют особых способов укладки. Наряду с этим значительно чаще подобные изделия поставляют особых транспортных средствах, потому, что кое-какие их виды требуют постоянного подогрева. Кроме этого необходимо подчеркнуть, что создавать асфальтобетон своими руками не рекомендуется, поскольку он требует правильных пропорций (см.кроме этого статью «Армированный бетон: изюминки изготовления»).

Изготовление

В первую очередь, нужно определится с фракцией наполнителя, в качестве которого употребляется щебенка.

Дабы оказался нужный удельный вес мелкозернистого асфальтобетона необходимо выбирать материал не больше 20 мм в диаметре.

  • Потом в смесь додают определенное количество сыпучих веществ, среди которых возможно песок либо шлак. От этого зависит густота всего состава и его тягучесть.
  • Кроме этого инструкция по изготовлению асфальтобетона требует добавления вещества называющиеся гудрон. Оно результат перегонки нефти и употребляется в качестве связующего.
  • Необходимо подчеркнуть, что объемный вес мелкозернистого асфальтобетона зависит от пропорций этих элементов. Но существует пара вариантов изготовления данного материала, каковые предполагают различные комбинации смеси либо добавление дополнительных компонентов.

Совет! В большинстве случаев фирмы изгот

blog-oremonte.ru

виды, марки, состав и особенности

Асфальтобетонное покрытие — подходящий стройматериал для дорог. Его техническая характеристика позволяет обеспечить гладкость и нужную шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Еще одним преимуществом асфальтобетонной смеси является возможность использования дорожного полотна сразу после укладки. В свою очередь, цементобетон приобретает необходимую структуру только через двадцать восемь дней. Кроме того, теплые асфальтобетонные смеси распределяются равномерным выравнивающим слоем. Такие поверхности легко ремонтировать, мыть, на них долго держится краска.

Определение

Асфальтобетон – строительный материал, в состав которого входит битум, строительный песок, гравий, иногда специальный порошок с минералами. Ингредиенты песчаных смесей перемешивают в необходимых пропорциях при определенной температуре. Асфальтобетонную смесь изготавливают в соответствии с государственным стандартом.

Вернуться к оглавлению

Применение

Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.

Вернуться к оглавлению

Виды

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

  1. По наличию минеральной составляющей. Растворы классифицируют в зависимости от того, какой тип составляющей используется при изготовлении. Существуют разные типы компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Например, для типа А характерно пятидесятипроцентное содержание щебня в растворе.
  2. По размеру минеральных зерен составы бывают трех типов: песчаная (зерна для песчаной смеси должны быть менее пяти миллиметров), крупнозернистая (зерна менее сорока миллиметров) и мелкозернистая асфальтобетонная смесь (зерна размером менее двадцати миллиметров).
  3. В зависимости от используемого стройматериала, смесь бывает песчаная, гравийная и щебеночная.
  4. Температура также влияет на технические характеристики растворов. Классификация производится согласно температуре, которая зафиксирована в то время, когда происходила укладка смеси. Различают две разновидности: горячие асфальтобетонные смеси и теплые асфальтобетонные смеси. В частности, при распределении холодная асфальтобетонная смесь должна иметь температуру около 5°С, горячая – не ниже 120°С.
Вернуться к оглавлению

Марки растворов

На рынке строительных материалов представлены две марки. Первая марка предполагает использование щебня 1000-1200. Для второй марки — применяют щебенку 800-1000. Перед тем как воспользоваться той или иной смесью, необходимо определить ее марку. Горячие составы, которые укладываются при определенной температуре, имеют следующую маркировку (i):

  • раствор марка;
  • высокоплотные; i;
  • плотные;
  • А; i, ii;
  • Б, В; i, ii, iii;
  • Г, Д. ii, iii;
  • пористые i, ii.
Вернуться к оглавлению

Органоминеральные составы

Кроме перечисленных выше классификаций, существуют органоминеральные растворы. Их изготавливают за счет смешивания битума и известняка. Применение плотных составов заключается в ремонте асфальтобетонного дорожного полотна.

Вернуться к оглавлению

Требования к смесям

В соответствии с государственным стандартом, содержание зерен пластинчатой формы в гравии, щебенке не должно превышать следующие значения:

  • пятнадцать процентов — для высокоплотных составов и растворов «А»;
  • двадцать пять процентов — для материалов Б и Бх;
  • тридцать пять процентов — для растворов В и Вх.
Вернуться к оглавлению

Особенности

Стройматериал должен производиться на предприятии с соблюдением правил. Отгрузку необходимо осуществлять в самосвал. Щебеночно-мастичный раствор используют для уплотнения поверхностного выравнивающего слоя автомагистралей, укладки взлетно-посадочных покрытий, тротуаров, площадей и пр. Свойства строительного материала позволяют усилить сцепление со слоем дорожного полотна, что повышает безопасность передвижения автомобилей.

Как показала практика использования асфальтобетона в прошлом, некоторое время спустя после начала эксплуатации покрытия, на верхнем слое быстро появлялись неровности, позднее и выбоины. Это происходило из-за того, что при погрузке, перевозке и проведении укладочных работ раствор подвергался расслоению (или сегрегации).

Сегрегация асфальтобетонного покрытия — процесс, который приводит к неправильному распределению зерен, пузырьков воздуха и битума в строительном материале. Сегрегация провоцирует диспропорции компонентов, содержащихся в смеси. Процесс сегрегации сокращает срок эксплуатации покрытия. Иными словами, сегрегация вызывает эффект, противоположный смешиванию составляющих. Сегрегация делает раствор неоднородным.

Вернуться к оглавлению

Правила приемки

Чтобы создать запас раствора транспортом и асфальтоукладчиком, используют перегружатели. Перегружатель представляет собой специальную технику, предназначенную для бесперебойной работы специального асфальтоукладчика. Перегружатели применяются при приемке асфальтобетона из автотранспорта и перемещении его в асфальтоукладчик.

Кроме того, существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать при приемке подготовленного раствора из перегружателя. В частности, приемку из перегружателя следует производить партиями. Под партией подразумевается односоставный стройматериал, произведенный на станке во время одной смены на предприятии.

Что касается горячих составов, то их количество должно составлять не более шестисот тонн, а холодных – не более двухсот тонн. Количество раствора определяют по его весу. Для этого применяют автомобильные либо железнодорожные весы. Если необходимо погрузить материал на корабль, то после завершения приемки груза измеряют осадку судна.

Для проверки соответствия товара указанным характеристикам существует ряд испытаний, которые позволят подтвердить соответствие товара требованиям. После проведения проверки покупатель получает документ, подтверждающий соответствие материала. При этом для каждой партии груза необходимо выписывать отдельный документ.

Вернуться к оглавлению

Расход и плотность стройматериала

Качество и уплотнение дорожного покрытия зависит от свойств, регламентированных в государственном стандарте. В соответствии с нормативами, на вес и плотность 1м3 асфальтобетонного состава влияет песок, который добавляют в его состав. Таким образом, масса составляет:

  • кварцевый песок — 2200 килограммов на кубометр;
  • шлаковый песок — 2350 килограммов на кубометр.

Шлаковый строительный песок используется для уплотнения смеси. Удельный вес бетона, в котором содержится щебень крупной фракции, больше других видов стройматериала. Точный показатель получить крайне сложно, но средняя масса составляет примерно 2100 килограммов на один м3. Показатели принимают во внимание при произведении расчета нужного количества стройматериала для конкретных работ. Помимо этого, такие данные иногда учитываются при проведении разборки покрытия дорог, — это позволит определить грузоподъемность спецтехники и число машин. При проведении строительных работ на частной территории (бетонирование площадки и пр.) необходимо предварительно рассчитать расход состава. Таким образом, вы заранее определите стоимость и количество строительного материала. Расход раствора можно рассчитать следующим образом:

  1. Прежде всего, следует определить площадь территории, которая будет асфальтироваться. Например, есть площадка 50 м2. При это толщина асфальтобетона составляет один сантиметр.
  2. Чтобы покрыть 1 м2 дороги потребуется двадцать пять килограммов состава. Следовательно, для площадки в 50 м2 потребуется 25*50 = 1250 килограммов материала.
  3. Поскольку в одном м3 примерно 2250 килограммов асфальтобетона, на покрытии такой площадки потребуется 1250:2250 = 0,55 м3 бетона.
Вернуться к оглавлению

Вывод

Асфальтобетон широко применяется при строительстве дорог, площадок и взлетных полос. При проведении работ важно соблюдать установленные правила и учитывать массу асфальтобетона, которая зависит от ингредиентов, входящих в его состав.


kladembeton.ru

холодный фасованный в мешки, горячий жидкий литой, крупно и мелкозернистый, технические характеристики по ГОСТ

Невозможно представить строительство дорог, благоустройство территорий без использования асфальта. С каждым днем растет количество автомагистралей, появляются новые микрорайоны, которые требуется благоустраивать. Поэтому спрос на асфальт постоянно растет.




Описание материала, его виды и марки

Асфальт – устойчивый материал для создания ровных дорог. По ним автомобили движутся бесшумно, производят в атмосферу меньше вредных выбросов, потребляют намного меньше топлива. Асфальт делают из битума, камней, песка, гравия и других наполнителей. Существует множество типов асфальта.

Холодный

Холодный асфальт используют как всепогодную смесь, в основном для ремонта дорог. Работы с ним максимально упрощены. Из старого покрытия убирают все загрязнения, обрамляют края ямы и насыпают холодную смесь в яму. После чего ее утрамбовывают и посыпают цементной пылью или песком, с той целью, чтобы избежать прилипания при проезде первых машин. Все работы производятся вручную.

Преимущества холодного асфальта:

  1. Можно проводить ремонт дорог при низких температурах.
  2. Имеет длительный срок хранения.
  3. Не нужны специальные механизмы для ремонта.
  4. Имеет высокую адгезию, гидроизоляционные свойства, повышенную устойчивость.

Хранится и транспортируется холодный асфальт в специальных мешках или картонных бочках-контейнерах. Он полностью готов к использованию, без предварительного разогрева и подготовки.

На видео — холодный асфальт фирмы «Асфаколд»:

Горячий

Горячий асфальт является традиционной и все еще очень распространенной технологией укладки, для которой требуется трамбовочная техника. Горячую асфальтовую смесь готовят из камней, содержание которых доходит до 95%, песка или гравия.

Их связывают друг с другом асфальтовым цементом и продуктами сырой нефти. Компоненты насыпают в агрегат, смешивают и нагревают, после чего грузят в самосвалы. Асфальт выливается на дорогу и прессуется с помощью тяжелого ролика.

Литой

Этот вид асфальтобетона популярен в Европе. У нас в стране он менее распространен из-за дороговизны смеси и оборудования для укладки. С помощью литого асфальта можно легко и быстро построить трассу, устранить повреждения с глубиной до 50 мм в окружности строительства трасс, обустроить тротуарные и велосипедные дорожки.

Литой асфальт имеет одинаковый состав с обычным, и отличается от него лишь иным количеством компонентов и способом укладки.

Литой асфальт разогревают до 250?С, при такой высокой температуре он становится очень текучим и равномерно распределяется по поверхности. Каток для уплотнения не требуется.

Преимущества литого асфальта:

  • Продается готовым к использованию, упакованным в специальный контейнер.
  • Можно использовать круглогодично.
  • Можно легко и быстро отремонтировать практически любые поверхности.
  • Имеет большую устойчивость к деформации.
  • Обладает большой водонепроницаемостью.
  • Не чувствителен к соли и химикатам.
  • Экологичен и безвреден.
  • Долговечен.

Укладка литого асфальта

Природный

Природный асфальт получается из нефти. Поднимаясь на поверхность, нефтяные углеводородные соединения испаряются. Вследствие чего накапливаются смолисто-асфальтеновые вещества, которые окисляются и уплотняются, и превращаются в более твердые, легко плавящиеся асфальтовые массы. В природных асфальтах содержится от 25 до 50% масел, некоторые из них обогащены серой — до 10 и более процентов.

Песчаный

Песчаный асфальт делается из смеси, в составе которой содержится рационально подобранный состав фракционного зернового отсева дробления щебня или песка, имеющего размер не более 5 мм. Из такого асфальта делают тротуары и пешеходные дорожки.

Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах.

Сульфированный

Сульфированный асфальт делают путем процесса сульфирования природного нефтяного асфальта. Его используют в буровой отрасли, где обрабатывают любые промывочные жидкости на водной основе. Сульфированный асфальт помогает заблокировать трещины ствола скважины, предотвратить осыпи и обвалы, а также загидратизировать глинистые сланцы.

Фрезерованный

Фрезерованный асфальт в последние годы становится популярным в России. Холодная фреза более востребована, чем горячая. С ее помощью снимают старое асфальтовое покрытие и делают его более текстурированным, чтобы уложить на этом месте новое полотно. Современные фрезы позволяют сразу смешивать старый материал с новым.

Цветной

Времена унылого серого асфальта заканчиваются. Благодаря современным технологиям дорожного строительства, многие производители стали предлагать цветной асфальт.

Цветной асфальт позволяет выделить места остановок общественного транспорта, велосипедных дорожек, парковок, пешеходных зон, территории образовательных учреждений.

Цветную асфальтобетонную смесь делают из осветленного битума, в который добавляют красящий пигмент. Красный асфальт является разновидностью цветного. Он широко распространен на дорогах ОАЭ, в местах, где требуется жесткое ограничение скорости. Такая система предупреждения водителей хорошо действует.

Сухой

Сухой асфальт продается в виде сухой порошковой смеси, упакованной в пластиковые ведра или мешки. Из него приготавливают сухой асфальт. Обычно в ведре бывает 30 кг смеси, а в мешке по 50 кг. Сухой асфальт предназначен для ямочного ремонта асфальтированных дорог.

Жидкий

Жидкий асфальт применяется при горячей и холодной укладке дорог и их ремонте. Также им часто заливают полы в производственных помещениях и обустраивают кровли.

Жидкий асфальт

Крупнозернистый

Крупнозернистый асфальт содержит в своем составе фракционный зерновой щебень, величиной свыше 20 мм. Его применяют для нижних и выравнивающих слоев дорожного покрытия. У данного покрытия достаточно жесткая структура.

Мелкозернистый

В мелкозернистой асфальтобетонной смеси содержится зерновой щебень размером до 20 мм. С помощью такой смеси обустраивают верхние слои дорожного покрытия.

Мягкий

Мягким асфальтом покрывают полы в производственных помещениях. Следует учитывать, что этот тип асфальта частично растворим в спирте.

Резиновый

Резиновые добавки в асфальте препятствуют попаданию воды внутрь асфальтированного участка, благодаря чему асфальт не разрушается и сохраняет твердость. И хотя покрытие с резиновой крошкой получается дороже обычного, оно долго служит и не требует частого ремонта. Это позволяет в долгосрочном периоде снизить затраты.

Наливной

С помощью наливного полимер-модифицированного холодного асфальта делают ремонт выбоин при любых погодных условиях. Этот продукт соответствует всем мировым стандартам. Главное при работе с ним – это провести правильную и тщательную подготовку.

Вторичный

Вторичный асфальт производят из асфальтовой крошки, которую получают в результате переработки старого асфальта. Снятый с дороги асфальт проходит через фрезмашину и становится сыпучим. Средняя стоимость этого асфальта получается намного ниже.

Данный дорожный материал очень популярен среди частных домовладельцев. С помощью его делают дорогу на любых видах грунта. Величина слоя в разрыхленном состоянии должна составлять не менее 12 см.

Штампованный

Штампованное асфальтовое покрытие выглядит очень привлекательно, оно прочное, препятствует скольжению.

Этапы технологии его производства:

  1. Асфальт разогревают до мягкого пластичного состояния, используя инфракрасное оборудование.
  2. С помощью специальных гибких штампов придают поверхности асфальта нужную фактуру.
  3. Готовый штамп очищают и грунтуют.
  4. Окрашивают поверхность износостойким полимерным составом.

Технология выполнения декоративного штампованного асфальта:

Пластиковый

Пластиковый асфальт получается в результате добавления в обычный 20 процентов переработанного пластика. По внешнему виду покрытие схоже с традиционным, но него есть масса преимуществ, в первую очередь экологических. Выгоден он и с экономической точки зрения, на производство пластикового асфальта требуется значительно меньше энергетических затрат.

Асфальт марка 2 тип б

Асфальт тип В марки 2 делают из мелкозернистой асфальтобетонной смеси, в которой содержание щебня может доходить до 40 процентов. Этот «среднестатистический» асфальт имеет обширную сферу применения. Имеет чаще всего серый окрас.

Статья расскажет про особенности применения асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта

Технические характеристики и свойства

Технические характеристики и свойства асфальта зависят от количества и вида наполнителя и других примесей. Все искусственные асфальтовые смеси подразделяются на пластиковые, щебеночные, гравийные, песчаные и другие, а также на виды приготовления – холодные, горячие и теплые. Все они могут плотными, пористыми или высокопористыми и иметь различные качества и показатели.

ГОСТ

Каждый вид асфальта имеет свой ГОСТ, в котором прописаны все его технические стандарты. Укладку асфальта проводят также в соответствии с требованиями ГОСТ 9128 2009.

Удельный и объемный вес

Удельный и объемный вес асфальта примерно равны. Измеряют их в кг/м3 в системе МКГСС.

Сколько весит куб асфальта

При асфальтировании дорог важно знать, сколько весит куб асфальта, чтобы не перерасходовать материал. Масса кубометра варьируется в зависимости от типа используемого состава. Чтобы определить точный вес, следует прибегнуть к специальным таблицам или связаться с заводом-производителем, представители которого обязаны предоставить всю необходимую информацию. Приближенно один кубометр весит 1,2 тонны.

Плотность

Плотность природного асфальта составляет 1,1 г/см?. кг. Плотность искусственного асфальта – асфальтобетона зависит от его состава и уплотненности, у мелкозернистого она будет самая высокая, после литого.

Коэффициент уплотнения асфальтового покрытия должен составлять через 10 суток после проведения работ не менее 0,93%.

Толщина

Нагрузка на дорожное покрытие определяет толщину асфальта и вид смеси. Поэтому перед укладкой смотрят на специфику дороги и учитывают предполагаемую интенсивность движения по ней. В среднем новое асфальтовое покрытие имеет толщину 9 см, при этом толщина нижнего – выравнивающего составляет 5 см, и 4 см – верхнего.

Какой асфальт лучше

При выборе дорожного покрытия надо учитывать множество факторов. Главным недостатком обычного асфальта является его непереносимость высоких температур: в жаркую погоду он начинает плавиться и вскоре дорога расслаивается. Поэтому были изобретены асфальты с различными добавками. Так, асфальт с резиновыми или пластмассовыми добавками значительно лучше по своим эксплуатационным качествам.

Что лучше асфальт или бетон

Рассуждая о плюсах и минусах типа дорожного покрытия, чаще всего в первую очередь учитывается экономический фактор. Асфальтированные дороги дешевле бетонных на 80 процентов. Зато бетонная дорога намного долговечнее. В последние годы стали строить дороги на бетонных подушках, на которые укладывают слой асфальта.

Несколько слов о замене асфальта бетоном при строительстве дорог:

stroyres.net

«Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон. Проектирование асфальтобетона»

Тема дорог всегда являлась проблемой нашего государства. Поэтому правильный подбор материалов для строительства дороги обеспечит долговечность и надежность дорожной конструкции. А хорошие дороги — это показатель экономической стабильности государства и качества жизни его граждан.

Асфальтобетон является наиболее распространенным материалом для устройства дорожных покрытий. Поэтому знание этого материала, умение правильно ориентироваться в его свойствах и особенностях, разбираться в его разновидностях, умение правильно подобрать состав – это тот необходимый минимум, которым должен обладать техник — дорожник.

Определение предмета исследования: Асфальтобетон, его классификация и особенности применения.

Цель данного исследовательского проекта:  запроектировать состав асфальтобетона, обеспечивающий  качество и долговечность дорожного покрытия для поставленной ситуационной задачи «Амурский предприниматель открывает в Благовещенском районе близ села Белогорье с/х предприятие (свиноферму). Необходимо усовершенствовать грунтовую дорогу, положив 2х-слойное асфальтобетонное покрытие. Рельеф местности — равнинный, отдельные участки на невысоких холмах. Подобрать вид, тип и марку асфальтобетона для каждого слоя дорожной одежды, сделав упор на местные дорожно-строительные материалы. Категорию дороги принять самостоятельно. Обосновать сделанный выбор и доказать выгоду данного асфальтобетона».

Задачи исследования:

  1. Изучить асфальтобетон, его свойства и классификацию;
  2. Изучить и проанализировать условия строительства дороги;
  3. Запроектироватьвид, тип и марку асфальтобетона в зависимости от климатических и геологических условий местности и категории дороги;
  4. Рассчитать состав асфальтобетона;
  5. Доказать целесообразность и выгоду применения данного асфальтобетона.

Гипотеза: Для данной дороги целесообразней применять горячий асфальтобетон.

Асфальтовый бетон — строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Перед смешиванием составляющие высушивают и нагревают до температуры 100-160°C. Различают асфальтобетон горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре смеси не ниже 120°C; холодный — с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха не ниже 10°C, а температуре смеси не ниже 50С.   Асфальтобетонприменяют для покрытий дорог, аэродромов, эксплуатируемых плоских кровель, в гидротехническом строительстве. В зависимости от нагрузок и климатических условий к асфальтобетону предъявляются соответствующие требования по плотности, прочности,  сдвигоустойчивости, водостойкости. Для приготовления асфальтобетона используют фракционированные минеральные материалы и битумы, качество которых регламентируются государственными стандартами.

Требования к материалам:

Щебень и гравий. Для приготовления асфальтобетонных смесей следует применять щебень игравий для строительных работ по ГОСТ 8267-93, щебень из металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83.Щебень с размером зерен мельче 20 мм предназначен для приготовления мелкозернистых асфальтобетонных смесей, мельче 40 мм — для крупнозернистых.

Для смесей типа Б III марки, предназначенных для верхнего слоя искусственных покрытий, не рекомендуемся использовать недробленый гравий.  

Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня и гравия должно быть, % по массе, не более:15 — для смесей типа А и высокоплотных;   25 — для смесей типов Б  и высокопористых;   35 — для смесей типов В и пористых.

Песок. Природный песок и песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736.

Для приготовления асфальтобетонных смесей следует использовать природные и дробленые пески, а также отсевы продуктов дробления.

Песок может быть использован в качестве компонента щебенистых смесей, а также как самостоятельный наполнитель в песчаных асфальтобетонах.

В зависимости от крупности природного песка содержание пылеватых и глинистых частиц не должно превышать 3% по массе, в дробленом — 5 %.   

Минеральный порошок. Для приготовления асфальтобетонных смесей следует применять активированные и неактивированные минеральные порошки (ГОСТ 16557-78), изготавливаемые путей измельчения карбонатных горных пород.Применение минеральных порошков обязательно в асфальтобетонах I- II марок, предназначенных для использования в I- III климатических зонах. В этих же условиях предпочтение следует отдавать активированным минеральным порошкам, обеспечивающим повышенную плотность, водо- и морозостойкость асфальтобетонных покрытий.

В горячих смесях для плотного асфальтобетона II — III марок допускается использование в качестве минерального порошка тонкоизмельченных основных металлургических шлаков, а также самораспадающихся металлургических шлаков, к которым может быть отнесенаферропыль — отход производства заводов по выплавке феррохромов. Другие порошковые отходы промышленности, например, пыль уноса цементных заводов, золы уноса ТЭЦ и пр. допускается использовать в горячих  смесях для плотного асфальтобетона III марки и I- II марок для пористых и высокопористых асфальтобетонов.

Использование всех порошковых отходов промышленности в качестве минерального порошка следуем допускать только при условии полного соответствия всего комплекса физико-механических свойств асфальтобетона требованиям   ГОСТ 9128-2009.

Битум. Битумы — это органические вяжущие вещества, состоящие из высокомолекулярных углеводородов: нафтенового, метанового и ароматического, а так же кислородных, сернистых и азотистых производных.

Для приготовления асфальтобетонных смесей применяют нефтяные дорожные вязкие и нефтяные дорожные жидкие битумы. Для горячих асфальтобетонных смесей I и II марок следует применять только битумы марок БНД, а для горячих  асфальтобетонных смесей III и IV марок, а также для асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства оснований и нижних слоев покрытий, наряду с битумами марок БНД допускается также применение марок БН соответствующей вязкости.

Выбор оптимального состава асфальтобетона принято производить в зависимости от свойств исходных материалов, характера автомобильного движения и климатических условий местности, что всегда являлось определяющим условием строительства долговечных асфальтобетонных покрытий.

На стадии разработки проекта автомобильной дороги выбирают асфальтобетон определенной разновидности, конкретно для каждого конструктивного слоя дорожной одежды.

В верхних слоях покрытий на дорогах всех категорий используют только плотный асфальтобетон.

Нижние слои покрытий на дорогах I — II категорий устраивают из пористого асфальтобетона, а на дорогах III — IV категорий — из высокопористого асфальтобетона.

Для создания хорошего асфальтового покрытия необходимо обеспечить ему надежное основание с помощью щебня и песка. При этом щебень укладывается более крупными фракциями вниз, а мелкими – в верхние слои покрытия, что не только улучшает качество дороги, но и снижает затраты на ее строительство.

Вид и тип плотного асфальтобетона для верхних слоев покрытий назначают в зависимости от категории дороги и климатических условий района строительства.

Двухслойное асфальтобетонное покрытие, исходя из условия задачи, будем укладывать на дорогу Благовещенск – Белогорье, проходящую через  Моховую Падь. Так как дорога предназначена не только для обеспечения нужд фермы, но и обеспечивает транспортное сообщение населенных пунктов и нескольких баз отдыха, расположенных по данной трассе, то интенсивность движения и нагрузка на дорогу будут высокими, по ней будут проходить как легковые, так и грузовые автомобили, обеспечивающие будущую ферму, турбазы и населенные пункты сырьем и вывозящие продукцию.Данная дорога по принадлежности относится к дорогам общего пользования областной собственности. Предполагаемая интенсивность движения составит до 6000 автомобилей в сутки, что соответствует III технической категории дороги.

Анализ климатических условий:

Климат Амурской областирезко континентальный с муссонными чертами. Климат, прежде всего, характеризуют показатели температуры самого холодного и са­мого тёплого месяцев. Одинаковые показатели разных мест объединяются изотермами. Зима в области суровая. На широте Благовещенска январские температуры варьируют от −24 °C до −27 °С. Бывают морозы до −44 °С.Лето на юге области тёплое. Здесь проходят изотермы от 18 °C до 21 °С. Средние абсолютные максимумы темпера­туры могут достигать до 42 °С.Годовое количество осадков в Благовещенске — до 550 мм.

Для всей области характерен летний максимум осадков, что обус­ловлено муссонностью климата. За июнь, июль и август может вы­падать до 70 % годовой нормы осадков. Возможны колебания в вы­падении осадков. Так, летом с возрастанием испарения увеличива­ется абсолютная и относительная влажность, а весной из-за сухо­сти воздуха снежный покров большей частью испаряется, и след­ствием этого становится незначительный весенний подъём уровня воды в реках.

Такие климатические условия характерны для III дорожно-климатической зоны. Строительство планируется на весенний период (апрель), то есть будет осуществляться в благоприятный (теплый, сухой) период, поэтому целесообразно использовать горячую асфальтобетонную  смесь.Для горячих смесей в средних условиях России (II и III климатические зоны) в основном применяют битумы с вязкостью 60/90, 90/130, 130/200.Главное при выборе марки битума — климатические условия и нагруженность слоев дорожной одежды, то есть категория дороги.Рекомендуемая с учетом климатических условий область применения асфальтобетонов и битумов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог приведена в приложении АГОСТа9128-2009.

Качество битумов БНД выше, чем БН, так как они характеризуются более широким температурным интервалом пластичности и более высокой теплостойкостью, обладают низкой температурой хрупкости, лучшим сцеплением с поверхностью зерен минерального материала, но менее устойчивы к старению.

На основании указанных свойств битумов, учитывая время строительства, условия климата  и категорию дороги, выбираем битум марки БНД 90/130.

В районах III дорожно-климатический зоны, характеризующейся достаточно холодным и влажным климатом при строительстве верхнего слоя покрытий на дорогах третьей категории можно использовать горячие смеси типов А, Б, В, Г и Д II марки. Для устройства верхнего слоя покрытия,исходя из технической категории данной дороги,целесообразно использовать мелкозернистую смесь типа Б с содержанием щебня 40 — 50 % II марки, в которой формируется структура переходного типа в большей степени сзамкнутыми порами, препятствующими прониканию воды в покрытие. В тоже время, так как наша дорога проходит по холмам и имеет уклон, данный тип асфальтобетона обладает  достаточно шероховатой текстурой,  обеспечивающей хорошее сцепление колеса автомобиля с покрытием и гарантирующей безопасное движение.К тому же для повышения шероховатостив верхнийслойпри укатывании асфальтобетона на уклонах будем втапливатьчерный щебень фракции  5–20мм.

Для нижнего слоя нами был выбран высокопористый асфальтобетон, характеризующийся низким содержанием битума. Снижение расхода битума в асфальтобетонных смесях уменьшит стоимость покрытия  с обеспечением необходимого качества оснований дорожной одежды. Высокопористый асфальтобетон рекомендован для устройства оснований под асфальтобетонные полотна на дорогах II и III категорий. Применяем высокопористый щебеночный крупнозернистый асфальтобетон марки I, с использованием щебня фракции 20 — 40мм.       

В качестве каменных материалов, проанализировав доступность и экономическую выгоду, будем применять: щебень и отсев  ООО «Гравелон»,эта компания зарегистрирована по адресу г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 24 — 303 офис; 3 этаж.На сегодняшний день «Гравелон» – единственная компания, занимающаяся производством щебня в непосредственной близости к Благовещенску: месторождение располагается всего в 15 километрах от областного центра.Продукция ООО «Гравелон» по всем параметрам соответствует требованиям в строительной и дорожной отраслях — это подтверждено лабораторными исследованиями. Песок речной — производства ООО «Фараон», эта компания зарегистрирована по адресу675520, Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, ул. Новая, д. 4.В проекте мы делаем упор на местные, а значит наиболее экономически выгодные, но при этом высококачественные материалы.

Существует два подхода к проектированию составов асфальтобетонных смесей. Первый — подбор смеси с непрерывной гранулометрией каменного материала (так называемый Макадам). Этот вариант гарантирует высокие механические свойства покрытия благодаря расклиниванию мелкими фракциями щебня более крупных фракций. Покрытие, выполненное из смеси с непрерывной гранолуметрией минеральной части, обладает высокой шероховатостью, устойчивостью к сдвигу. Свойства смеси не изменяются в результате отклонения в дозировке минерального порошка и битума, она легко распределяется, формируется и уплотняется в процессе устройства покрытия. При втором способе подбора смеси — по принципу плотного бетона — разрешается применять каменные материалы с окатанной формой зерен и прерывистой гранулометрией. В процессе уплотнения этих смесей образуется асфальтобетон с замкнутой пористостью, покрытие приобретает более высокую водостойкость и морозостойкость. Однако подобные смеси в большей степени склонны к неравномерному распределению в объеме зерен минеральной составляющей и битума. На их физико-механические свойства большое влияние имеют отклонения в дозировке минерального порошка и битума. Для покрытий из смесей, подобранных по принципу плотного бетона, характерна низкая шероховатость.

Мы применяем метод Макадам.

Для приготовления горячей асфальтобетонной смеси (типа Б, марки II) для верхнего слоя покрытия  принимаем следующие материалы: щебень гранитный фракционированный (фракции 20 — 10 и 15 -5) с истинной плотностью ρ=2620кг/м3;отсев гранитный с плотностью ρ=2760кг/м3;песок речной кварцевый с плотностью ρ=2700кг/м3;известняковый порошок с плотностью ρ=2910кг/м3.Зерновые составы материалов приведены в частных остатках в %:

Материал

Содержание зерен в %, крупнее данного размера в мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

<0,071

Щебень 20-10

3

41

54

2

Щебень 15-5

5

38

54

3

Отсев

13

27

30

10

7

6

4

3

Песок

12

18

47

5

8

8

2

Мин. порошок

2

3

5

15

75

Рассчитаем состав минеральных компонентов. Расчёт ведем в табличной форме, рассчитав сначала полные остатки на ситах, а затем полные остатки с учетом долевого содержания каждого материала в минеральной смеси. Долевое содержание каждого материала рассчитываем исходя из рекомендованных ГОСТом.

Расчет минеральной части асфальтобетона в полных остатках приведен в таблице:

Материал

Содержание зерен в %, крупнее данного размера в мм

Д.С.

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

<0,071

Рек. пределы пол. остатков для мелкозерн. а/бетона типа Б (ГОСТ 9128-9)

0 — 10

0 — 20

0 — 30

40 — 50

52 — 62

63 — 72

72 — 80

78 — 86

84 — 90

88 — 94

100

 

Щебень     20-10

3

44

98

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Щебень 15-5

5

43

97

100

100

100

100

100

100

100

 

Отсев

13

40

70

80

87

93

97

100

 

Песок

12

30

77

82

90

98

100

 

Мин. порошок

2

5

10

25

100

 

Щебень    20-10

0,45

6,6

14,7

15

15

15

15

15

15

15

15

0,15

Щебень 15-5

1,55

13,33

30,07

31

31

31

31

31

31

31

0,31

Отсев

2,86

8,8

15,4

17,6

19,14

20,46

21,31

22

0,22

Песок

2,64

6,6

16,04

18,04

19,8

21,56

22

0,22

Мин. порошок

0,2

0,5

1

2,5

10

0,1

Сумма

0,45

8,15

28,03

47,93

57,44

68

79,84

83,68

87,26

91,4

100

 

Долевое содержание щебня 20-10 определяем по ситу № 10. Рекомендуется 0÷30%, принимаем 15%. Д.С. = =0,15. Для щебня 15 — 5, рекомендуется 40÷50%, а крупного щебня на сите № 5 у нас уже есть 15%, поэтому рекомендуем 25÷35%,  Д.С.= =0,31. Для минерального порошка должно быть 100-(88÷94)= 12÷6%,  Д.С.=  =0,12. Принимаем Д.С. = 0,1. На песок и отсев приходится Д.С.=1-(0,31+0,15+0,1)=0,44. Отсев повышает шероховатость и сдвигоустойчивость покрытия, но удорожает асфальтобетон, поэтому чтобы не повышать стоимость асфальтобетона, принимаем соотношение отсева и речного песка 50/50. Д.С. песка = 0,22,     Д.С. отсева = 0,22

Поправ.коэффициент = плотность материала/плотность основного материала

Уточненное содержания минеральных материалов приведено в таблице:

Материал

Истинная

плотность

Поправочный

коэффициент

Содержание материалов

Доли объёма

Доли массы

% по массе

Щебень 20-10

2620

1

0,15

0,15

14,6

Щебень15-5

2620

1

0,31

0,31

30,1

Отсев

2760

1,05

0,22

0,23

22,3

Песок речной

2700

1,04

0,22

0,229

22,2

Мин. порошок

2910

1,11

0,10

0,111

10,8

Итого

 

 

1

1,03

100

Содержание битума в смеси выбирают предварительно в соответствии с рекомендациями приложения Г ГОСТа 9128-2009и с учетом требований стандарта к величине остаточной пористости асфальтобетона для конкретного климатического региона.  Битума для горячего плотного асфальтобетона типа Б рекомендуется 5 – 6,5%. 

Оптимальное количество битума рассчитываем по битумоемкости материалов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Для этого вначале рассчитываем зерновой состав материалов, рассматривая породы из которых произведены каменные материала:

Материал

Остатки     на ситах

Размер сит, мм

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,16

0,071

< 0,071

Гранит

П.О

0,45

8,15

28,03

47,93

54,8

61,4

63,6

65,14

66,46

67,34

68

Ч.О

0,45

7,7

19,88

19,9

6,87

6,6

2,2

1,54

1,32

0,88

0,66

Известняк

П.О

0,2

0,5

1

2,5

10

Ч.О

0,2

0,3

0,5

1,5

7,5

Песок

П.О

2,64

6,6

16,94

18,04

19,8

21,56

22

Ч.О

2,64

3,96

10,34

1,1

1,76

1,76

0,46

 

Количество битума:

Размер фракций

 

Частный остаток от целого числа

Битумоёмкость, %

Количество битума,%

Гранит

Известняк

Песок

Гранит

Известняк

Песок

 

20-25

0,0045

4,5

0,0202

15-20

0,077

4,5

0,3465

10-15

0,198

4,7

0,9306

5-10

0,199

5,2

1,0348

2,5-5

0,0951

0,0264

5,5

3,3

1,0348+0,0871=1,1219

1,25-2,5

0,1056

0,0396

5,7

3,8

0,6019+0,1504=0,7523

0,63-1,25

0,1254

0,002

0,1034

5,9

6,0

4,6

0,73986+0,012+0,47564=1,2275

0,315-0,63

0,029

0,003

0,011

6,4

7,0

4,8

0,1856+0,021+0,0528=0,2594

0,16-0,315

0,0276

0,005

0,0176

7,4

7,3

6,1

0,20424+0,0365+0,10736=0,34801

0,071-0,16

0,027

0,015

0,0176

8,4

9,4

7,0

0,2268+0,141+0,16544=0,3678

<0,071

0,0066

0,075

0,0046

18

16

14

0,00891+1,2+0,064=1,27331

Итого

 

 

 

 

 

 

5,80821

В лаборатории готовят три образца из асфальтобетонной смеси с рассчитанным количеством битума и определяют: среднюю плотность асфальтобетона, среднюю и истинную плотность минеральной части, пористость минеральной части и остаточную пористость асфальтобетона по ГОСТ 12801-98. Если остаточная пористость не соответствует выбранной, то из полученных характеристик рассчитывают требуемое содержание битума Б (%) по формуле 

где V°пop — пористость минеральной части, % объема; Vмпор — выбранная остаточная пористость, % объема, принимается в соответствии с ГОСТ 9128-2009 для данной дорожно-климатической зоны; rб — истинная плотность битума, г/см3;rб = 1 г/см3; rмm — средняя плотность минеральной части, г/см3. Рассчитав требуемое количество битума, вновь готовят смесь, формуют из нее три образца и определяют остаточную пористость асфальтобетона. Если остаточная пористость совпадает с выбранной, то рассчитанное количество битума принимается. Так как мы не имеем возможности отформовать образцы из-за нехватки оборудования, считаем на этом наше исследование законченным.

Проведя нашу исследовательскую работу с нормативной литературой и интернет-источниками,мы получили следующие результаты для решенияконкретной ситуационной задачи:

  • Техническая категория дороги – III;
  • Дорожно-климатическая зона участка строительства – III;
  • Минеральные материалы доставляются: из ООО «Гравилон» — щебень и отсев; из ООО «Фараон» — песок речной кварцевый;
  • В зависимости от климатических условий, категории дороги, геологического строения местности, выбран горячий асфальтобетон, приготавливаемый на битуме марки БНД  90/130;
  • Для нижнего слоя покрытия – горячий высокопористый щебёночный асфальтобетон I марки, крупнозернистый с использованием щебня фракции 20 – 40 мм;
  • Для верхнего слоя покрытия –горячий плотный асфальтобетон II марки, типа Б мелкозернистый с использование щебня фракции 10 – 20мм.

Исходя из используемых материалов, рассчитали состав асфальтобетона для верхнего слоя покрытия:

Щебень гранитный фракции 20 – 10 мм   —  14.6%;

Щебень гранитный фракции 15 – 5 мм  —  30.1%;

Отсев гранитный  —  22,3%;

Песок речной кварцевый  —  22,2%;

Минеральный порошок известняковый  —  10.8%;

Вязкий битум марки БНД 90/130  — 5,8 % от массы минеральной смеси.

Мы доказали в процессе исследования, что именно горячая асфальтобетонная смесь более целесообразна для устройства покрытия данной дороги, так как она пригодна как для верхнего, так и для нижнего слоя. Рекомендуется для III дорожно-климатической зоны, применима в весенний период строительства. Позволяет в более короткие сроки по сравнению с холодным асфальтом запустить движение автотранспорта по дороге – структура горячего асфальтобетона формируется сразу после уплотнения и остывания асфальта до температуры окружающей среды. Горячий асфальтобетон более устойчив к воздействию автомобилей и атмосферных факторов. То есть, гипотеза подтверждена.

Для нашей страны асфальтобетон – основной материал дорожного строительства и теперь мы знаем «почему», знаем его основные преимущества. По сравнению с цементобетоном, это менее жесткий и более пластичный материал, а большая часть России находится на территории, характеризующейся большим перепадом среднегодовых, а кое-где и среднесуточных температур. Деформативность асфальтобетона обеспечивает его долговечность. Кроме того после затвердевания он становится более ровным, а значит, менее шумным и обладает необходимой шероховатостью. Во-вторых, по уложенному асфальтобетону можно сразу открывать движение и не ждать, пока он затвердеет, в отличие от цементобетона, который набирает необходимую прочность только на 28-й день. В-третьих, покрытие из асфальтобетона легко ремонтируется, моется, убирается, на нём хорошо держится любая разметка.

Литература и интернет источники

  1. Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог.М.: «Инфра-Инженерия», 2005
  2. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
  3. СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги»
  4. ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам». Автомобильные дороги и мосты. Проектирование состава асфальтобетона и методы его испытаний. Обзорная информация. Выпуск 6. М. 2005.
  5. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Асфальтобетон. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/, свободный
  6. «Гравилон». Добыча строительного камня, производство щебня. Стабильность, Качество, Надежность. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://gravelon.ru/, свободный
  7. Доркомтех. [Электронный ресурс]. — Марки и состав асфальта. – Режим доступа: http://dorkomteh.ru/, свободный

www.informio.ru

классификация и рекомендации по укладке

Данный материал представляет собой не что иное, как рационально подобранный состав битума, гравия, песка и в некоторых отдельно взятых случаях минерального порошка, которые перемешиваются между собой в определённых пропорциях в нагретом состоянии. Изготавливается асфальтобетонная смесь по ГОСТу 9128-2009.

 

Фото готового к использованию материала, который вскоре станет дорожным полотном

Классификация смеси

Такие материалы классифицируются по нескольким основным параметрам, связанным непосредственно с составом самой смеси и характеристикам компонентов, из которых она состоит. Прежде всего, их классифицируют по виду минеральной составляющей:

Тип А.Такое буквенное обозначение говорит о том, что доля щебня в данном виде материала составляет от 50 до 60%.
Тип Б.В этом виде доля щебня уже снижена и варьируется в отметках от 40 до 50%.
Тип В.Как уже можно было заметить, чем дальше от начала алфавита, тем меньше доля минеральной составляющей. В данном типе она колеблется в районе 30-40%.
Тип Г.Этот материал, в отличие от всех вышеперечисленных, содержит не щебень, а песок. Обычно это песок, получаемый при отсевах дробления, либо его смесь с природным песком. Но в любом случае, доля содержания природного песка не превышает 30%.
Тип Д.Данный материал основан на природных песках и смеси природных песков с продуктами отсева дробления, при условии, что массовая доля этих продуктов не будет превышать величину в 70%.

Партия материала перед тем, как начинается отгрузка и укладка

Размер, марки, минералы

Также асфальтобетонные их можно классифицировать по размеру минеральных зёрен, присутствующих в ней.

Выделяют следующие 3 вида:

  • Песчаные. Размер зерна меньше 5 (мм).
  • Мелкозернистые. Размер зерна меньше 20 (мм).
  • Крупнозернистые. Размер зерна меньше 40 (мм).

Важно! Мелкозернистые смеси применяют как для укладки верхних, так и нижних слоёв любых покрытий или же оснований. Крупнозернистые, в свою очередь, используют только для укладки нижних слоёв.

Мелкозернистая смесь

Асфальтобетонные смеси делятся на марки. Марка зависит от прочности каменного материала, который в ней используется.

Всего существует 2 марки:

  • Вторая. Для такой марки применяют щебень 800-1000.
  • Первая. Для первой марки используется щебень 1000-1200.

Следующая классификация касается минеральной составляющей.

В зависимости от применяемого материала, смеси подразделяют на:

  • Песчаные.
  • Щебёночные.
  • Гравийные.

Также можно произвести классификацию по температуре, при которой происходит укладка смеси.

В зависимости от температурного режима выделяют следующие 2 вида:

  • Холодные. При укладке такой смеси, её температура не должна быть ниже пяти градусов по Цельсию.
  • Горячие. Температура такой смеси при укладке не должна быть ниже 120 градусов по Цельсию.

Важно! Любой завод, производящий эту продукцию должен иметь сертификат соответствия на асфальтобетонную смесь. Причём такой сертификат должен прилагаться к каждому типу смеси, которая производится на данном заводе.

Наличие сертификата подтверждает соблюдение технологии производства и выступает гарантом качества выпускаемой продукции.

Органоминеральные смеси

Помимо всех выше обозначенных классификаций, можно произвести ещё одно разделение на:

  • Органоминеральные смеси. Их получают путём смешивания битумной эмульсии и продуктов отсева дробления горного известняка. Стоит заметить, что известняк не должен быть ниже марки М800.

Эти смеси применяют в основном для ремонта асфальтобетонных покрытий дорог любого типа, будь то автомагистраль, пешеходная улица или городская площадь. Укладку можно производить при температуре окружающей среды не ниже -10 градусов по Цельсию. Храниться такая смесь может максимум 8 месяцев.

Рекомендации по укладке

Инструкция гласит, что производиться такой материал должен на заводе при положительных температурах, а отгрузка должна осуществляться в кузов автосамосвала (читайте также статью «Изделия из бетона и особенности их изготовления в домашних условиях»).

Органоминеральные смеси, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Песчаную, у которой максимальный размер зёрен не должен превышать 5 (мм).
  2. Мелкозернистую, для которой максимальный размер зерна составляет 10 (мм).

Щебёночно-мастичная смесь. Она применяется при укладке верхних слоёв автомагистралей, аэродромных покрытий, пешеходных улиц, городских площадей. Благодаря своим свойствам, такой материал усиливает сцепление с дорогой, что способствует повышению безопасности автомобильного движения.

Слой щебеночно мастичной смеси на дорожном полотне

Срок эксплуатации дороги, при укладке которой была применён этот материал, сильно увеличивается. По своей структуре эта смесь напоминает пористый асфальт. Но обладает перед пористым асфальтом тем преимуществом, что в ней пространство между каменным материалом заполнено на 94-97%, в то время как у пористого асфальта незаполненным остаётся порядка 20% это пространства.

Щебень

Согласно принятым стандартам, температура щебёночно-мастичной смеси при отгрузке должна быть в районе 150 градусов по Цельсию. По причине крайне высоких температур горячих смесей, необходимо проявлять крайнюю осторожность при работе с ними своими руками.

Эти смеси, в свою очередь, подразделяются на:

  1. В основе этих смесей лежит щебень, чьё максимальное зерно по размерам не превышает 15 (мм).
  2. Максимальный размер зерна щебёнки для этой смеси не должен превышать 20 (мм).
  • Литые смеси. Их применяют для ремонта и строительства автомобильных дорог, пешеходных зон, городских площадей. Используются для укладки верхнего слоя покрытия. Литые смеси практически незаменимы для ремонта дорог.

Особо это касается зимнего периода, когда температура окружающей среды падает в район -10 градусов по Цельсию.

Литая смесь в укладке

Если обычные смеси можно применять, начиная ориентировочно с апреля месяца, то при помощи литых смесей можно латать дыры на дорогах круглогодично. Температура отгружаемой смеси подобного типа нередко составляет 220 градусов по Цельсию.

Когда ремонтные работы проводятся в зимних условиях, кузов автомобиля, в котором транспортируется материал к месту проведения работ, должен быть оборудован специальным теплоизоляционным бункером. Его размер 8 тонн, и он оснащён смесителями, которые постоянно перемешивают смесь, и непрерывно работающими горелками, которые не позволяют ей остывать.

Преимуществом использования литой смеси в зимний период является и тот факт, что её можно класть прямо на мокрую поверхность.

Работы по укладке асфальтобетонной смеси

Важно! Высокая температура укладываемой смеси предопределяет её большую подвижность, что в свою очередь, позволяет ей прогревать, высушивать и сглаживать края ям и выбоин, в которые она заливается.

Таким образом, без применения катков, асфальтоукладчиков и прочей громоздкой техники, достигается очень высокий уровень сцепления нового слоя асфальтобетона со старым слоем.

Для того чтобы придать дорожному покрытию полагающуюся ему шероховатость, после провидения укладки на поверхности рассыпают мелкий щебень, который потом равномерно распределяют по всей площади.

Шероховатость необходима для улучшения сцепления с дорогой. После того как литая смесь застынет, образуется очень прочное покрытие, которое будет устойчиво к любым видам деформации.

Водонепроницаемость и морозостойкость такого покрытия также находятся на высшем уровне. Устойчивость к износу, как и все предыдущие параметры, не вызывает никаких претензий со стороны участников дорожного движения.

Дорожная заплатка

Отдельного упоминания заслуживает такой важный параметр, как вес асфальтобетонной смеси на 1 м3. Значение этого показателя могут варьироваться в зависимости от типа смеси и зернистости наполнителя. Но в целом можно сказать, что один кубический метр такого материала весит в пределах от 2200 до 2450 килограмм.

Приёмка

Существуют свои нюансы и в правилах приёмки готовой к употреблению смеси. Так, например, приёмку всегда производят партиями.

Партией, в данном случае, считается односоставная смесь, которая была произведена на одном станке в течение одной рабочей смены на заводе. По количественным параметрам существует разница для холодных и для горячих смесей.

Если для горячих количество не должно превышать 600 тонн, то для холодных смесей этот показатель уже не должен превышать отметку в 200 тонн. Если холодную смесь помещают для дальнейшего хранения на склад, то технология допускает её хаотичное перемешивание с ранее хранившейся на складе, при условии, что оби смеси имеют идентичный состав.

Оборудование по производству

Так как количество смеси определяют, как уже стало понятно, исключительно по весу, то возникает необходимость во взвешивании. Его обычно производят на железнодорожных, или же на автомобильных весах. Если отгрузка осуществляется на судно, то замеряют осадку корабля после приёмки всего груза.

Для того чтобы можно было проверить соответствие отгружаемого товара, заявленным характеристикам, предусмотрены периодические и приёмосдаточные испытания. Для каждой из этих процедур разработаны свои протоколы и условия провидения испытаний.

Готовый и отгруженный асфальтобетон

Провидение таких испытаний имеет смысл даже в том случае, когда у производителя есть на руках сертификат на асфальтобетонную смесь. Дополнительная проверка станет ещё одним подтверждением соответствия характеристик товара заявленным требованиям.

Испытания призваны на практике установить значение таких показателей, как:

  • Предел прочности на сжатие при разных температурных режимах.
  • Устойчивость к агрессивному воздействию водной среды.
  • Водонасыщение. Этот показатель измеряют как у холодных, так и у горячих смесей.
  • Определение зернового состава также является обязательным для выполнения условием проверки.

Применение горячего материала для латания дорожных дыр

После того, как проверка была проведена, покупателю выдаётся на руки документ, удостоверяющий, что материал полностью соответствует всем требованиям. Следует сказать, что документ может относиться только к одной определённой партии.

Следовательно, если происходит отгрузка нескольких партий, необходимо проводить экспертизу каждой отдельно взятой партии. И соответственно на каждую партию будет выписан отдельный удостоверительный документ.

Процесс отгрузки горячей смеси

На сегодняшний день не существует конкурентоспособных аналогов асфальтобетонных смесей. Их высокие функциональные характеристики, привлекательная цена и удобство использования делают их основным материалом для укладки дорожного покрытия, будь то автомобильные дороги, либо пешеходные зоны.

Вывод

Какой бы материал не использовался, асфальтобетонная смесь марки 1 тип А или другая, все равно самостоятельно уложить ее практически нереально (см.также статью «Современные бетонные заборы, их виды и назначение»).

А предложенное видео в этой статье призвано объяснить, как работает смесь после ее укладки на полотно дороги спецтехникой.

masterabetona.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *