Дефекты асфальтобетонного покрытия: требования ГОСТ
Дефекты асфальтобетонного покрытия — это отклонения геометрических параметров, структуры и текстуры дорожной одежды от технических условий и нормативных требований ГОСТ. Асфальтобетон, как наиболее популярный строительный материал для оборудования дорожных покрытий чаще всего подвержен периодически возникающим эксплуатационным воздействиям.
Накапливающиеся внутренние структурные напряжения, способствуют возникновению всевозможных дефектов и повреждений. Своевременное проведение расширенного анализа появляющихся недостатков на различных этапах эксплуатации помогает решить задачу качественного строительства асфальтобетонных покрытий с повышенной износостойкостью и увеличенными сроками использования.
Причины возникновения и классификация повреждений автомобильных дорог
Любое несоответствие характеристик асфальтобетонного покрытия ожидаемым или требуемым свойствам нарушает целостность и технологически правильное функционирование объекта, приводящее впоследствии к возникновению разрушений дорожного полотна.
Виды дефектов асфальтобетонного покрытия связаны с целым комплексом различных факторов:
- Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.
- Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.
- Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.
- Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.
Для определения масштабов нарушений применяется коэффициент дефектности — это средневзвешенный объем повреждений, приходящихся на 1 м2 поверхности.
Классификация возможных конструкционных нарушений
Разрушения и пластические деформации автомобильных дорог можно разделить на две категории — это дефекты покрытия, и повреждения с последующим разрушением дорожных одежд в целом.
Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:
- просадка — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями,
- колея — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката,
- проломы — основательное разрушение конструкционных слоев покрытия с резкой деформацией поперечного профиля,
- выкрашивание — нарушение покрытия за счет выпадения частей минерального материала,
- разрушения кромок — обрушение наружного среза дорожных покрытий в местах сопряжений с обочинами,
- раскрытые трещины — линейные необработанные повреждения с шириной разрыва 3 мм и более.
К нарушениям поверхности покрытия относятся следующие дефекты:
- сдвиги — смещение конструкционных слоев, обычно на крутых спусках или в местах торможения,
- волны — чередование на поверхности возвышений и впадин в продольном направлении относительно центральной оси дороги,
- шелушение — последовательное разрушение поверхности в результате отслаивания тонких чешуек материала,
- выбоины — дефекты в форме углублений с резко обозначенными краями (глубина 3 см и более),
- трещины (одиночные, сетка) — продольные, пересекающиеся, поперечные разрывы, хаотично расположенные на поверхности без какой-либо закономерности.
Способы устранения повреждений дорожных одежд
По своей значимости и месту в линейке оценки состояния дороги дефекты разделяются на скрытые, явные, критические и др. И все эти нарушения вмещаются в два емких понятия — устранимые и неустранимые повреждения.
Устранимые — это нарушение целостности дорожной одежды, которое устранить технически возможно и экономически оправдано без глобального вмешательства, а неустранимый дефект — требующий только капитального ремонта. Критерием для проведения основательного ремонта дороги является такое эксплуатационное состояние, при котором прочность полотна снизилась до предельно допустимых значений и проводить поверхностный ремонт экономически нецелесообразно.
Замена дорожного полотна
Основной задачей капитального ремонта является полное восстановление эксплуатационных функций дорожной одежды, позволяющей обеспечить нормативные значения безопасности в условиях интенсивного движения транспортных средств с учетом требований к данной категории дороги.
Если существующий разряд трассы не соответствует нормам эксплуатации, то необходима разборка асфальтобетонных покрытий и оснований, с последующим оборудованием нового подстилающего слоя, укладкой, усовершенствованной, новой дорожной одежды, и переводом магистрали в более высокую соответствующую категорию.
Перед началом ремонта необходимо определить, что именно послужило причиной нарушения дорожного полотна и только после этого составлять технологическую карту ремонта, рассчитывать объем необходимых материалов, количество рабочих мест и техники.
На основании полученных результатов определяется цена проведения реконструкции существующего объекта, а также целесообразность выполнения данного вида работ.
После завершения расчетов и проектирования дорожного полотна начинают выполнять демонтаж асфальтобетонного покрытия. Демонтаж производят с помощью отбойных молотков или грунторезов.
Снятый асфальт вывозится автосамосвалами на завод для последующей горячей переработки и дальнейшего использования.
После снятия дорожной одежды проводят исследование подстилающего слоя и грунта. При необходимости, проводят мероприятия по его укреплению. Затем начинают укладку нового покрытия в соответствии с принятыми проектными решениями.
Регенерация дорожного полотна
Менее затратный и менее трудоемкий метод капитального ремонта — это горячая регенерация асфальтобетонных покрытий.
Горячая регенерация конструкционных слоев дороги заключается в проведение следующих технологических операций:
- разогрев до необходимой температуры существующих слоев дорожной одежды,
- фрезерование поверхности,
- добавление, по необходимости, скелетного материала или вяжущего, дополнительного объема асфальтобетонной смеси, необходимых модификаторов с последующим перемешиванием всех составляющих,
- равномерное распределение готового асфальта по дорожному основанию, уплотнение смеси с выполнением всех технологических процедур в месте укладки материала.
Дополнительные материалы, применяемые для приготовления восстановительных смесей:
- Битумы дорожные ГОСТ 22245-90
- Реюниваторы смесей — модификаторы, пластификаторы, нефтяные растворители. Обычно применяются в форме битумной эмульсии. Понижают вязкость старого асфальта и обеспечивают температуру вспышки при нагревании более 230°С.
Подсказки: применение реюниваторов в виде битумной эмульсии позволяет получить пластичную и более однородную асфальтогранулобетонную смесь без локального перегрева.
- Скелетные материалы — дополнительный объем заполнителей.
- Минеральные вяжущие: портландцемент, шлакопортландцемент.
- В качестве новой дополнительной смеси выступает асфальтогранулобетон (ГОСТ 9128-2009). Размер зерен 20–40 мм.
Непосредственно перед выполнением работ существующее основание необходимо очистить от грязи поливомоечной машиной. При наличии на старом асфальте прослойки поверхностной обработки, производят фрезерование поверхности на глубину, соответствующую слою обрабатываемой поверхности.
Устранение дефектов асфальтобетонного покрытия методом горячей регенерации выполняется несколькими способами:
- работы проводятся без добавления нового асфальтогранулобетона,
- восстановление дорожных одежд с использованием дополнительных смесей,
- горячая регенерация с одновременной укладкой асфальтобетона и созданием нового верхнего слоя из асфальтогранулобетонной смеси.
В качестве ведущего оборудования, при производстве восстановительных работ, используют агрегаты для разогрева асфальта в комплекте с термосмесителями (см. видео в этой статье).
Термосмеситель движется следом за асфальторазогревателем на расстоянии 5 м со скоростью эквивалентной скорости разогревателя.
Подсказки: глубина прогрева конструкционного слоя определяется визуально при помощи металлического щупа и зависит от степени размягчения асфальтобетона.
Предварительное уплотнение смеси происходит при помощи виброплиты термосмесителя. Окончательное — самоходными катками массой 8–16 т.
Под влиянием солнечной радиации, механических и атмосферных воздействий битумные дорожные материалы стареют. С течением времени одни компоненты окисляются или испаряются за счет этого возникают пустоты в структуре полотна, снижается его пластичность, появляются трещины и другие дефекты.
Для устранения повреждений асфальтобетонных поверхностей существуют два основных вида ремонта:
- ямочный ремонт,
- санация трещин.
Ямочный способ восстановления асфальта
Ямочный ремонт применяется для устранения поверхностных дефектов, таких как выбоины, бугры, гребенка и др.
В зависимости от применяемых материалов различаются три способа устранения повреждений, это:
- струйно-инъекционный метод,
- технология ремонта с применением холодных органоминеральных смесей,
- ямочный ремонт горячим асфальтобетоном.
Струйно-инъекционная схема устранения дефектов
Как правило, данным способом ремонтируются повреждения в начальной стадии разрушения с диаметром дефекта <,40–50 мм. Это всесезонный способ восстановления поверхностей.
Внимание! не рекомендуется проводить ремонтные работы в период выпадение осадков, затрудняющих процесс очистки выбоин и их огрунтовку.
Технология отличается повышенной производительностью и весьма полезна при проведении ремонта больших раскрытых трещин и выбоин на внегородских магистралях.
Оборудование для мелкоямочного ремонта данным способом состоит из следующих основных элементов:
- приемного бункера для мелкого щебня,
- обогреваемого бака для эмульсии,
- дизельного двигателя,
- компрессора,
- насоса для эмульсии,
- пневмоструйного насоса,
- стрелы-манипулятора с трубопроводом и форсункой для распыления смеси,
- пульта управления.
Рассматриваемый комплект устанавливается на автомобильном прицепе и работает совместно с автосамосвалом, обеспечивающим бесперебойную загрузку в бункер агрегата мелкого щебня или отсева.
Порядок производства работ, инструкция:
- Поверхность очищают от грязи.
- При помощи шнура, натертого мелом, размечают контур ремонтируемого участка. Размеры контура должны превышать действительные размеры повреждения на 5 см.
- При помощи фрезы или «болгарки» нарезают контур отмеченного дефекта. Затем отбойным молотком вырубают поврежденный слой.
- Очищают ямку сжатым воздухом, промывают водой и грунтуют эмульсией.
- Вводят готовую смесь, разравнивают и затем покрывают бронирующим (финишным слоем).
- Время набора прочности материала составляет 1,5–2 часа с момента укладки.
- Лишний щебень, оставшийся по краям лунки, удаляют своими руками или с помощью уборочно-подметальной машины.
Технология ремонта горячими асфальтобетонными смесями
Обычно, ямочный ремонт горячими смесями начинают проводить ранней весной и заканчивают поздней осенью с учетом состояния дорожного полотна и существующих погодных условий. Температура готовой смеси в момент укладки должна быть как можно ближе к температуре изготовления, но не ниже 100°С.
Качество ремонта и долговечность дороги зависят от качественного выполнения следующих технологических операций:
- ремонт должен производиться при температуре окружающего воздуха не ниже рекомендуемой для данного материала и на чистом, сухом основании,
- при вырубке существующего покрытия необходимо тщательно удалить ослабленный материал со всех проблемных зон выбоины (выкрашивание, шелушение и пр.),
- подготовленный участок (карта) должен быть вычищен и просушен,
- карта должна иметь правильную геометрическую форму — дно ровное, стенки отвесные,
- вся поверхность участка должна быть загрунтована битумом,
- ремонтный состав должен укладываться при оптимальной температуре, соответствующей для конкретного вида смеси,
- толщина уложенного слоя должна быть больше подготовленной глубины участка с учетом значения коэффициента уплотнения для данного вида смеси,
- ремонтная смесь, после укладки и уплотнения, должна располагаться вровень с существующим покрытием.
Укладка горячего асфальтобетонного материала может производиться как ручным, так и механизированным способом.
При механизированном способе ремонтная смесь подается из термоса через поворотный лоток прямо в подготовленную выбоину и равномерно выравнивается по всей длине поврежденного участка. При этом раствор, весь необходимый объем, укладывается в карту за один проход, дабы избежать образования холодного шва между старым и новым покрытием.
Уплотнение асфальтобетона, вначале, производят ручными катками или механизированными трамбовками. Чистовое уплотнение асфальтобетона проводят тяжелыми катками массой 10–18 т и делают до 15 проходов по одному следу.
Ремонт холодными органоминеральными смесями
Ямочный ремонт холодными смесями, благодаря своей экономичности и невысоким требованиям к погодным условиям, получил широкое распространение в дорожном строительстве.
Правда, при выборе между холодной и горячей технологией следует учитывать, что водостойкость и прочность холодного асфальтового бетона в 2–3 раза меньше чем у горячего. Поэтому, холодный раствор, без модификаторов, применяют только для ремонта дорог III и IV категории.
Технология производства работ органоминеральными смесями и все подготовительные операции аналогичны методу ремонта горячим асфальтобетоном. По окончании подготовительных работ, выбоину заполняют ремонтным составом с толщиной слоя на 30–35% больше глубины разделанной выбоины.
Разравнивание уложенного раствора проводят, лопатами, граблями и специальными гладилками. Уплотнение смеси выполняют, в зависимости от глубины подготовленной выбоины, ручными или самоходными катками с созданием прочного шва с существующим дорожным полотном.
Поверхность свежеуложенного асфальта рекомендуется присыпать песком, цементом или гранитным отсевом.
По окончании ремонта, убирают отходы асфальтовой смеси с последующим вывозом в отвал.
Герметизация трещин
Герметизация или санация трещин в асфальтобетонном покрытии — это комплекс технологических операций обеспечивающих качественную заделку швов и трещин полимерными или резинобитумными ремонтными составами.
Нерабочие мелкие трещины и стыковочные швы допускается санировать без расшивки при помощи стыковочных битумно-полимерных полос, специально предусмотренных для такого вида работ.
Весь процесс состоит из следующих операций:
- очистка и продувка полости трещины сжатым воздухом,
- раскладывание рулона вдоль трещины,
- удаление с внутреннего слоя ленты защитной пленки,
- прогрев клейкой стороны пластыря строительным феном или газовой горелкой до температуры 130—140°С.
- фиксация ремонтной полосы по оси разрыва,
- присыпка наклеенной ленты мелким песком.
В остальных случаях для заделки трещин применяются холодные или горячие ремонтные смеси.
Инструкция по проведению санации трещин (до 5 мм) жидкими герметиками:
- очистка сжатым воздухом полости разрыва,
- прогрев трещины до температуры не ниже 80°С,
- заполнение поврежденного участка готовой мастикой или битумной эмульсией,
- просушка уложенной смеси.
Средние и широкие полости шириной 5-20 мм, с повреждением кромок в границах 25-50 %, предварительно разделывают фрезой с целью создания достаточного размера камеры для мастики в верхней части трещины. Для создания оптимальных условий для работы герметика, ширина и глубина обработанного разрыва должна отвечать пропорциям 1:1–1:5.
Устройство защитных предохраняющих слоев
Во избежание появления вышеописанных дефектов и с целью улучшения эксплуатационных характеристик дорожных одежд применяется поверхностная обработка асфальтобетонного покрытия (см. фото).
Поверхностная обработка дорожного полотна — это технология оборудования защитных, шероховатых конструктивных слоев методом розлива органических вяжущих смесей с последующим распределением и уплотнением щебня по поверхности автомобильных дорог.
Материалы:
- черный щебень — одномерный щебень (5–10 мм) смешанный с вязким дорожным битумом для устройства шероховатой поверхности,
- вяжущие — модифицированные нефтяные битумы, полимерно-битумные эмульсии,
- поверхностно-активные вещества (ПАВ) для обеспечения лучшего сцепления щебня с органическим вяжущим.
Технология производства работ:
Подготовка включает в себя работы по ремонту выбоин, трещин, фрезерование выпуклостей и, в отдельных случаях, устройство выравнивающего слоя.
- на подготовленное основание равномерно наносят слой вяжущего,
- распределяют и уплотняют черный щебень,
- подкатку щебеночного слоя проводят в момент распада эмульсии — отделение воды с уменьшением подвижности смеси,
- Набор прочности дорожного полотна происходит в течение 3–10 дней, в зависимости от климатических условий данного региона.
Своевременное устранение дефектов асфальтобетонного покрытия позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы, увеличить межремонтный промежуток и повысить срок службы дорожных одежд и автомагистралей в целом.
craftroof.ru
Разрушение асфальтобетонного покрытия: причины и виды
Всегда удобно ехать в автомобиле по ровной и гладкой автостраде, развивая большую скорость. Отнюдь не редко качество трассы не позволяет это сделать, так как покрытие имеет отклонение от нормы и малопригодно для качественной езды. Со временем под давлением колес машин, особенно больших грузовых, влиянием неблагоприятных природных условий в виде дождя, града, резкой смены температуры, асфальтобетонный настил теряет свой первозданный вид. Покрывается мелкими трещинами, ямками, выбоинами, что укорачивает время качественной работы автотрассы. Езда по таким изношенным дорогам ведет к порче автомобилей и даже может привести к аварии.
Причины разрушения
В результате использования покрытий из асфальтобетона, они подвергаются различным деформациям. Износ дорог образуется из-за внешних и внутренних воздействий на асфальтобетонные покрытия. Дефекты на покрытии от влияния внешних факторов включают в себя:
- силовые нагрузки от автомобильных колес;
- атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание).
Внутренние факторы, связанные с разрушением асфальтобетонного покрытия, возникают вследствие неправильного составления проекта для дорог, их строительства и ремонта:
- К разрушению дорожной поверхности приводит неправильное проектирование асфальтобетонной автомобильной трассы. Неточно проведенные исследования, расчеты и допущенные ошибки при определении интенсивности потока транспортных средств могут способствовать образованию дефектов на дороге из асфальтобетона и привести к разрушению дорожного сооружения, а именно: нарушится целостность асфальтного слоя на дорожных покрытиях; грунт основания просядет; снизится прочность грунтовой подушки; последует износ асфальтобетонного настила.
- Применены старые методики и выбраны материалы низкого качества при работе с покрытием из асфальтобетона. Совсем недавно, для монтажа, укладки асфальтного раствора и ремонта трасс использовали горячие асфальтобетонные смеси, в состав которых входил некачественный битум. Он вызывал повреждения дорожного настила и ухудшал прочностные характеристики готовой смеси для асфальтирования дорожной поверхности. Однако строительство не стоит на месте, и уже сегодня разрабатываются и внедряются новейшие полимерно-битумные материалы, способные значительно повысить свойства материала и будущей трассы. Большую популярность приобрели различные добавки в смесь для: улучшения сцепления, повышения стойкости к воздействию воды и образованию трещин. Благодаря этим добавкам обеспечивается стойкость дорожного полотна к минусовым температурам. Чтобы избежать дефектов и износа дорожного полотна, следует не только применять новые смеси для укладки асфальта, но и выбирать новые технологии, которые позволят стабилизировать и укрепить ослабшие подвижные почвы основания. Чтобы предотвратить разрушения покрытий, используют армирующую сетку, которая усилит дорожную конструкцию и увеличит продолжительность срока эксплуатации асфальтированного полотна.
- Дефекты и износ на асфальтобетонном покрытии возникают вследствие неправильного технологического процесса при возведении дорожной конструкции. Разрушения образовываются из-за допущенных ошибок при укладке асфальта и ремонте трассы. Способствуют возникновению дефектов нарушения правил перевозки асфальтобетонного раствора, в результате чего, смесь подается неправильной температуры. При уплотнении уложенной смеси не были удалены пузырьки воздуха или, наоборот, раствор был слишком уплотнен, тогда асфальтированное полотно начнет трескаться и расслаиваться. Разрушения трассы могут возникнуть в результате некачественной подготовки земельного полотна и работ по укладке дорожного сооружения.
- Дефекты на дорожном покрытии чаще всего образовываются в результате погодных условий, когда во время дождей влага проникает в асфальтированное полотно, а жаркие лучи солнца портят верхний слой трассы – осуществляется ухудшение прочности асфальтобетона, что приводит к образованию выбоин. В период минусовых температур собравшаяся влага в слоях асфальтобетона способна увеличиваться в объеме и тем самым разрушать структуру и уплотнение асфальта.
- В результате больших нагрузок от транспортных средств происходит разрушение дорожного полотна. Высокие нагрузки на поверхность трассы обусловлены интенсивным потоком транспортных средств, в результате чего, норма пропускной способности за 24 часа превышается и как последствие – ресурс полотна трассы снижается. Повышение осевой нагрузки вследствие эксплуатации дорожного покрытия транспортными средствами большой грузоподъемностью, приводит к разрушениям асфальтобетонного полотна, образованию колеи и трещин.
Повреждения дорожного покрытия из асфальтобетона могут происходить вследствие комплексного влияния внешних и внутренних факторов.
Вернуться к оглавлениюОсновные виды дефектов
Типичные дефекты автомобильных дорог.Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:
- Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
- Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
- Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
- Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
- Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
- Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
- Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
- Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
- Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.
Как предотвратить дорожные повреждения?
Предпринимаемые меры позволят предотвратить дальнейшее разрушение дороги.Предотвращение разрушений асфальтобетонных покрытий включает в себя комплексные меры устранения проблемных участков трассы. Своевременное выявление повреждений позволит предотвратить дальнейшее образование выбоин, разломов и улучшит прочностные характеристики асфальтного полотна.
Методы борьбы с повреждениями позволяют поддерживать нужные транспортные и эксплуатационные показатели трассы, сохраняют целостность конструкции и покрытия, а также увеличивают продолжительность срока службы автомобильной поверхности. К этим методам относятся:
- Использование новейших материалов, оборудования и технологии для укладки асфальта на автомобильные трассы. Используются полимерные смеси, которые добавляют в раствор на этапе его изготовления, которые необходимы для увеличения теплоустойчивости в жаркое время года, когда покрытие поддается воздействию прямых солнечных лучей и высоким температурам. Полимеры в асфальтной смеси уменьшают образование трещин в период низких температур воздуха, и предотвращают образование выбоин в процессе использования трассы.
- В процессе устройства дорожного покрытия следует придерживаться всех правил и требований по установке автомобильной трассы: проводить тщательное уплотнение грунта и асфальтной смеси, добавлять в раствор вяжущий компонент-битум в требуемых пропорциях, чтобы обеспечилась нужная адгезия и улучшилась шероховатость покрытия.
- Для избежания образования дорожных повреждений важно проводить ремонт не только по надобности, но и в целях профилактики. Несвоевременное проведение работ ухудшает состояние дорожного полотна и приводит к увеличению затрат для придания автомобильным покрытиям стандартного состояния. Запоздалый ремонт полотна приводит к использованию более усиленных толстых слоев дорожного покрытия и больших затрат на ремонтирование дорожной одежды.
Вывод
С дорожным полотном из асфальтобетона люди сталкиваются ежедневно, поэтому эта часть дорожной конструкции должна иметь не только высокую прочность и качество, но и удобство при эксплуатации полотна. Различные выбоины, трещины, колеи и другие повреждения дороги, способные причинить немало хлопот как пешеходу, так и транспортным средствам.
Чтобы дорожное покрытие не портилось, важно соблюдать технологические методы и рекомендации по его установке, вовремя проводить ремонтные работы и не допускать увеличения уже имеющихся повреждений.
kladembeton.ru
Типы повреждения асфальтных покрытий. Износ асфальтобетонного покрытия Дефекты асфальтобетонного покрытия
Всегда приятно идти по ровной, гладкой дороге, не обходя ямы и не подворачивая ноги из-за мелких трещин. Но не всегда качество дорожного покрытия соответствует правилам. В практике укладки асфальтобетонного покрытия встречается несколько типов повреждений, каждое из которых проявляется под воздействием различных причин. Выделяют следующие типы повреждений и разрушений в отечественных условиях эксплуатации дорог и придомовых территорий.
1. Снижение уровня прочности покрытия и просадка, причиной которого является постоянная большая нагрузка от транспортных средств. Подобный вид разрушения характерен для дворовых территорий, в которых постоянно проезжают тяжелые автомобили, например длительное время работает специальная техника по ремонту инженерных сетей либо ведется укладка трубопровода (используются тракторы, подъемные краны). Дорожное покрытие во дворах не предусмотрено для больших нагрузок, в отличие от асфальтного полотна на автомобильных дорогах. В результате образуются впадины, неровности.
2. Деформация покрытия, спровоцированная воздействием природно-климатических факторов. Например, каждую весну, когда начинается таяние снега, появляется огромное количество воды. Если не предусмотрено специального водоотлива для такой воды, то она может разрушать дорожное полотно, особенно, если оно не отличается высоким качеством. Вследствие переувлажнения дорожного покрытия оно теряет свои эксплуатационные характеристики.
3. Пролом — это вид повреждения, при котором на асфальтном покрытии образуются прорези, чаще в тех местах, где проезжают транспортные средства. Небольшая трещина, которая своевременно не устранена, под влиянием постоянной нагрузки от прохода людей, проезда автомобилей и погоды превращается в большой пролом.
4. Выбоины — эти повреждения представляют собой углубления, у которых резко обрывающиеся края. Выбоины образуются вследствие непрофессиональной укладки асфальтного полотна, а также из-за использования низкокачественны дорожных материалов.
5. Естественный износ — это вид деформационного повреждения, которое появляется вследствие длительного использования покрытия без ремонта. При износе уменьшается толщина первоначального покрытия, к чему приводит постоянное воздействие колес автомобилей и, конечно, погодные условия.
6. Появление шелушения — представляет собой процесс отделения частичек, расположенных в верхнем слое дорожного покрытия. Этому процессу способствует частая смена мороза и оттепели.
7. Выкрашивание — этот тип повреждения асфальтного покрытия внесен в перечень дефектов и предполагает, что отдельные частички гравия и щебня могут выбиваться из дорожного покрытия. Этот процесс называется выкрашиванием, а приводят к нему нарушения, допущенные при укладке или ремонте покрытия — работы во время дождя, при низких температурах.
8. Появление волнообразного покрытия — этот дефект образуется вследствие деформации асфальтного слоя, для укладки которого использованы материалы с высокой степенью пластичности. При этом длительное время могут не образовываться трещины и другие дефекты.
9. Трещины — наиболее распространенный дефект, для появления которого достаточно даже воздействия температуры окружающей среды. Если погода характеризуется резкими колебаниями, к примеру, ночью температура опускается до -5, а днем поднимается до +10 градусов, то эти колебания отразятся на состоянии асфальтного покрытия очень скоро.
10. Просадка — дефект, который характерен для дорожного покрытия из материалов с недостаточной степенью жесткости. К этому дефекту может привести и несоблюдение технологии укладк
tileinfo.ru
№ п.п. |
Вид дефекта |
Описание дефекта |
1 |
2 |
3 |
1 |
Трещины |
Нарушение целостности покрытия без удаления материала с образованием узких щелей |
1.1 |
Одиночные |
Продольные и поперечные одиночные трещины, расположенные на расстоянии свыше 4 м друг от друга без соблюдения какой-либо закономерности |
1.2 |
Сетка трещин |
Взаимопересекающиеся трещины, делящие поверхность покрытия на многоугольники со стороной 0,5 — 1 м |
1.3 |
Раскрытые трещины |
Необработанные трещины с шириной раскрытия 3 мм и более |
2 |
Деформации |
Изменение продольного и поперечного профиля покрытия без удаления материала |
2.1 |
Волны |
Чередование на покрытии впадин и возвышений в продольном направлении по отношению к оси дороги |
2.2 |
Просадки |
Искажение профиля покрытия в виде впадин с пологими краями, нередко сопровождающееся сеткой трещин |
2.3 |
Келейность |
Искажение поперечного профиля покрытия вдоль полос наката, нередко сопровождающееся продольными трещинами и сеткой трещин |
2.4 |
Сдвиги |
Смещения покрытия, наблюдающиеся в местах торможений и на крутых спусках |
3 |
Разрушения |
Нарушение целостности покрытия с удалением материала |
3.1 |
Выбоины |
Разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и 200 кв. см по площади) |
3.2 |
Выкрашивание |
Разрушение дорожного покрытия за счет потери зерен минерального материала (менее 3 см глубиной и 200 кв. см по площади) |
3.3 |
Шелушение |
Разрушение поверхности покрытия за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала, разрушаемого под действием воды и мороза |
3.4 |
Проломы |
Полное разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением поперечного профиля, сопровождающееся сеткой трещин |
3.5 |
Скол кромок |
Разрушение кромок швов и углов плит цементобетонных покрытий, разрушение кромок дорожных покрытий нежесткого типа в местах сопряжения их с обочинами |
3.6 |
Гребенка |
Разрушение покрытий из щебня, гравия и грунта в виде поперечных выступов и углублений |
4 |
Выпотевание вяжущего |
Наличие на поверхности покрытия излишка вяжущего с изменением текстуры и цвета покрытия площадью более 1 кв. м |
5 |
Земляное полотно |
|
5.1 |
Размыв земляного полотна |
Разрушение земляного полотна поверхностными водами |
5.2 |
Просадки на обочинах |
Искажение профиля обочины в виде впадин с пологими краями |
5.3 |
Разрушения обочин |
Нарушение целостности укрепленной или неукрепленной обочины с появлением углубления разной формы с резко выраженными краями |
5.4 |
Пучины и пучинистые места |
Сетка трещин на покрытии с выдавливанием грунта на поверхность или взбугриванием покрытия |
6 |
Дефекты зимнего содержания |
|
6.1 |
Снежный накат |
Снег на поверхности дороги, подвергшийся уплотнению под воздействием транспортных средств |
6.2 |
Снежный вал |
Накопление снега, образованное в виде продольного вала в результате уборки и сдвигания снега с дорожного покрытия |
6.3 |
Зимняя скользкость |
Обледенение проезжей части и покрытия площадок отдыха и стоянок транспортных средств, вызванное образованием снежного наката или слоя стекловидного льда, гололеда |
6.4 |
Гололед |
Гладкая пленка льда толщиной от 1 до 10 мм вызванная замерзанием жидких осадков (дождя тумана и талой воды) на поверхности покрытия автомобильной дороги |
6.5 |
Рыхлый снег |
Неуплотненный слой снега, образовавшийся после снегопада или метели, а также практически неуплотненный слой снега, перемешанный с хлоридами |
7 |
Дефекты мостов, путепроводов, виадуков, скотопрогонов (далее по тексту — мостов) |
|
7.1 |
Выкрашивание мастики деформационных швов |
Нарушение герметичности деформационных швов, вызванное старением мастики и воздействием динамических нагрузок от транспортных средств |
7.2 |
Просадки в местах сопряжения моста с насыпью |
Понижение профиля покрытия у стыка насыпи и моста |
7.3 |
Повреждения отдельных секций перил |
Повреждения окраски поручня или решетки в отдельных секциях перил, а также механические повреждения стоек по высоте или в месте их крепления |
7.4 |
Зарастание русла |
Наличие кустарника и деревьев, препятствующих нормальному движению потока в створе моста |
7.5 |
Разрушение откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи |
Вымывание грунта из-под укреплений откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпей |
7.6 |
Нарушение поверхностей и структуры отдельных элементов |
Наличие одиночных сколов бетона без обнажения арматуры, отдельных волосяных трещин и одиночных потоков на наружных поверхностях пролетных строений и опор (в металлических конструкциях повреждение окрасочного слоя на отдельных участках без коррозии металла) |
7.7 |
Загрязнение опорных узлов |
Наличие грязи, снежно-ледяной массы в местах установки опорных узлов между пролетными строениями и опорами; отсутствие смазки в необходимых случаях |
8 |
Дефекты труб |
|
8.1 |
Заиливание труб |
Отложение илистых частиц в сечении и у оголовков труб |
8.2 |
Раскрытие швов между звеньями водопропускных труб |
Нарушение герметичности стыков |
8.3 |
Локальные нарушения укрепленного откоса насыпи у труб |
Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов и выкрашивание материала оголовков труб |
9 |
Дефекты дорожных знаков и разметки |
|
9.1 |
Загрязнение дорожных знаков |
Снижение восприятия знаков в результате образования слоя пыли и грязи на рабочей поверхности знака |
9.2 |
Непригодность знаков |
Знаки, не отвечающие требованиям действующего стандарта, а также деформированные (гнутые) знаки с нарушенной символикой |
9.3 |
Износ дорожной разметки |
Нарушение целостности дорожной разметки |
10 |
Загрязнение |
Наличие посторонних предметов, пыли и грязи на конструктивных элементах дороги и (или) в полосе отвода |
11 |
Застой воды |
Скопление воды на проезжей части дороги (моста), на обочине, в системе водоотвода, вызванное недостаточным поперечным уклоном, наличием деформаций и разрушений или нарушением работы системы водоотвода (дренажа, труб, водоотводных канав). |
www.steps.ru
Дефекты асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и способы её оценки. Перечень дефектов асфальта причины их возникновения Разрушение асфальтового покрытия
7.2.2 Короткие волны : шагом 30-90 см, чаще 45-60 см, связаны, как правило, с неравномерной подачей смеси к шнековым питателям укладчика, в результате чего выглаживающая плита то поднимается, то опускается вследствие изменения давления смеси на плиту. Другими причинами могут быть износ шарниров плиты, неправильная установка угла атаки плиты, нестабильность смеси по составу (при укатке). Для устранения дефекта следует проверить работу питающих устройств укладчика и выглаживающей плиты, а также стабильность состава смеси и ее температуры. Короткие волны шагом 7-10 см могут быть вызваны неправильным режимом работы виброкатка.
7.2.3 Длинные волны появляются, как правило, из-за колебаний состава и температуры смесей в прибывающих автосамосвалах или резких изменений направления движения катков, а также по названным выше причинам (неправильной работы укладчика и катков). Кроме того, длинные волны могут отражать неровности нижнегослоя основания. Расслоение смеси при доставке также может быть причиной появления длинных волн. Для устранения дефекта необходимо проконтролировать работу механизмов на укладке и качество (однородность и температуру) подвозимой смеси.
7.2.4 Разрывы по центру полосы укладки, по внешним кромкам или по всей ширине вызываются, как правило, неудовлетворительным состоянием или неправильной работой укладчика (в первую очередь, его выглаживающей плиты), пониженной температурой укладываемой смеси, появлением в составе смеси негабаритного щебня или посторонних включений. Для устранения разрывов необходимо проверить и отрегулировать работу плиты, контролировать температуру смеси и плиты (особенно при остановках укладчика), при одиночных разрывах дефект устраняется вручную добавлением горячей смеси лопатой перед началом уплотнения дорожным катком.
7.2.5 Неоднородная текстура поверхности покрытия (особенно при работе с щебенистыми смесями) вызывается, главным образом расслоением смеси при приготовлении и доставке, низкой температурой смеси, колебаниями состава смеси и неправильной регулировкой подачи смеси под выглаживающую плиту. Устранение дефекта определяется причиной его возникновения и заключается в контроле и регулировке работы органов асфальтоукладчика, устранении причин расслаивания смеси на АБЗ.
7.2.6 Следы от выглаживающей плиты могут быть вызваны при остановках укладчика перед разгрузкой очередного самосвала, неправильном взаимодействии укладчика и самосвала (резких торможениях) или при работе
укладчика с уширителями. Для устранения дефекта следует отрегулировать или отремонтировать плиту укладчика, добиться взаимодействия при разгрузке автосамосвалов, сократить остановки укладчика.
7.2.7 Растрескивание (появление коротких поперечных трещин), обычно проявляетсяпосле 2-3 проходов катка (особенно гладковальцового) в начале укатки. Трещины могут появляться и в промежуточный период укатки при повышенной температуре смеси и пластичных (малощебенистых) смесях. Редко трещины возникают при значительной разности температур укладываемой смеси и нижнего слоя. Причинами растрескивания могут быть состав смеси, неправильно выбранные режимы уплотнения катком (повышенная скорость катка, резкие развороты или остановки катка на покрытии). С учетом основной причины следует, в первую очередь, проверить и откорректировать или изменить состав смеси (некоторые смеси растрескиваются даже при температуре 65°С), откорректировать режим уплотнения (в первую очередь температурный) или изменить состав звена дорожных катков, например, использовать в начале укатки только пневмокаток.
7.2.8 Выступание битума (жирные пятна) на поверхности покрытия обычно появляются в начальный период эксплуатации покрытия в виде двух жирных полос по колее движения. Они могут вызывать резкое повышение скользкости покрытия особенно в мокрую погоду. Причины связны главным образом с повышенным содержанием битума в составе асфальтобетонной смеси, расслоением смеси, присутствием воды в смеси, повышенным содержанием битума при обработке (подгрунтовке) нижнего слоя. Для устранения дефекта следует добиться, в первую очередь, минимального содержания влаги в укладываемой смеси, снижения содержания битума или изменения состава смеси. Как крайняя мера может быть рекомендована присыпка жирных пятен сухим мелким песком или минеральным порошком.
7.2.9 Следы от катков на покрытии обычно остаются в процессе начального или основного уплотнения и удаляются на этапе окончательного уплотнения. Однако, при неправильном режиме уплотнения они могут остаться на готовом покрытии. Причинами дефекта могут быть высокая температура или повышенная пластичность состава смеси, недостаточное число проходов или остывание смеси до окончания укатки. Для устранения дефекта следует соответственно проверить и при необходимости откорректировать состав и температуру смеси, увеличить число проходов катков, применить более тяжелый каток или пневмокаток при окончательной укатке.
7.2.10 Некачественные швы сопряжения полос (разность уровней или расслоение смеси в шве) имеют причиной несоблюдение выше приведенных правил их выполнения. Поэтому для устранения дефекта следует четко соблюдать правила работ, целесообразно рекомендовать разогрев холодных спаек газовыми горелками или линейками дефектных мест с подкаткой катком.
7.2.11 Неравномерная толщина слоя вызывается, как правило, неправильной регулировкой выглаживающей плиты или повышенной скоростью движения укладчика (более 24 м/мин для тонких слоев и 15 м/мин для слоев толще 6 см). Дефект может быть устранен за счет корректировки работы выглаживающей плиты укладчика.
7.2.12 Продольные трещины вдоль полотна могут быть вызваны либо недостаточным уплотнением нижнего слоя или сцеплением с ним, либо сдвигом от тяжелого катка при разворотах, либо уплотнением слишком горячей смеси. Дефект, в случае двух последних причин, может быть устранен только частично, пока смеси находятся в горячем состоянии.
7.2.13 Возможные дефекты готового покрытия из литого асфальтобетона – наплывы в местах с продольным уклоном, могут возникать из-за расслоения смеси при перевозке; скользкость покрытия – из-за недостаточной вязкости вяжущего (глубина вдавливания штампа меньше нормы) или несоблюдении температурного режима укладки; выкрашивание в процессе эксплуатации покрытия, вызываемое плохой обработкой швов сопряжений полос или укладкой литой асфальтобетонной смеси в мокрую погоду.
7.2.14 Для предотвращения дефектов при работах с литым асфальтобетоном рекомендуется строгое соблюдение правил и норм. укладка холодного асфальта
Пропускная способность — кол-во, которые може6т пропустить АД, обеспечивая обходимую безопасность и удобство для движения.
ПС может быть:
Теоретическая;
Практическая.
Теоретическая ПС определяется как отношение рассматриваемого периода времени Т ко времени, которое занимает транспортное средство проходя по участку равному динамическому габариту подвижного состава. Пт = Т/t.
la — длинна транспортного ср-ва
Sp — путь, пройденный ТС за время реакции водителя
Sт — длинна тормозного пути
lз — расстояние запаса
Максимальное количество автомобилей, которое может пропустить участок дороги, с конкретными дорожными условиями в единицу времени, называют практической пропускной способностью и определяют по формуле
где П max — максимальная п
warmandcozy.ru
Виды дефектов | Характерные особенности дефектов | Причины возникновения дефектов | Иллюстрации |
Трещины: одиночные | Трещины произвольного очертания и направления относительно оси дороги. Обычно расположены друг от друга на значительном расстоянии без соблюдения какой-либо закономерности | Возникают вследствие низкого качества смеси, нарушения технологии укладки | |
Отдельные | Поперечные трещины, расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между соседними трещинами не менее 10 м | Возникают над деформационными швами в бетонном основании от совместного действия нагрузки и температуры. Вертикальные — от нагрузки и горизонтальные — от температуры; смещения бетонных плит вызывают напряжения в слое асфальтобетонного покрытия | |
редкие | Поперечные и косые трещины, не связано между собой. Среднее расстояние между трещинами 4-10 м | Образование этих трещин связано с устройством покрытия на недостаточно уплотненном щебеночном основании | |
в виде крупной сетки | Трещина произвольного очертания, образующие замкнутые фигуры Расстояние между трещинами менее 1 м | Крупная сетка трещин образуется в местах укладки пористой смеси или смеси с недостаточным количеством вяжущего | |
в виде мелкой сетки, напоминающей паутину, выдавливанием воды на поверхность | Пучинистые места. Недостаточная прочность земляного полотна в расчетный период | Возникает в местах, подверженных морозному лучению грунта земляного полотна в расчетный период | |
Колейность | Плавное искажение поперечного профиля покрытия в полосе наката | Образуется в результате недостаточного уплотнения слоя при укладке, применения пористых смесей, смесей с недостаточным содержанием щебня | |
Сдвиги с образование наплывов и волн | Смещение покрытия из-за недостаточной его сдвигоустойчивости, образуются в местах торможения транспорта (на подходах к остановочным пунктам спускам и перекресткам) | Обусловлены низкой прочностью материала покрытия, применением песчаных или малощебенистых смесей, а также смесей, содержащих маловязкий битум | |
Выбоины | Во все стороны от пролома заметна сетка трещин. Местные разрушения дорожного покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями | Образуется в результате укладки смеси: тонким слоем; на мокрое основание; на необработанное горячим битумом или эмульсией основание, а также неоднородных плохо промешанных смесей | |
Просадки | Резкое искажение профиля покрытия, имеющее вид впадины с округлыми краям. На покрытиях, устроенных с применением вяжущего, просадки сопровождаются сеткой трещин, которая нередко охватывает такие непосредственно прилегающие к ним зоны покрытия | Образуется в местах развитий восстановление которых выполнено с нарушением технологии | |
Выбоины в путах трамвая | Во все стороны от пролома заметна сетка трещин. местные разрушения покрытия, имеющие вид углублений с резко выраженными краями | Образуется в результате воздействия динамических нагрузок на конструкции дорожной одежды пути; недостаточная прочность конструкции | |
Вспучивания покрытия в путях трамвая | Резко выраженные гребни на покрытии у рельсов и в середине пути с разрывом слоя | Образуется в результате температурного расширения материала покрытия | |
Просадка (перекос) люка колодца, трещин, выбоины | Люк колодца находится не в плоскости покрытия; вокруг люка трещины, выбоины | Исчерпан ресурс прочности конструкции колодца |
cyberpedia.su
Ремонт асфальтобетонного покрытия — как устранить дефекты?
С асфальтным, а правильнее будет: асфальтобетонным покрытием, знакомы все. Оно используется на большинстве дорог, тротуарах, при благоустройстве придомовых территорий.
Как и любой другой материал, он, в силу различных факторов, повреждается и требует восстановления. Рассмотрим, как осуществляется ремонт асфальтобетонного покрытия, и в чём вообще причины его разрушения.
Причины разрушения асфальтобетона, виды ремонта
Причины разрушения асфальтобетонного покрытия разнообразны.
Перечислим основные из них.
- Некачественная смесь, использовавшаяся при укладке.
- Нарушения технологии укладки.
- Механические повреждения.
- Перегрузки при эксплуатации.
- Напряжения, возникающие при образовании льда в порах и трещинах при отрицательных температурах. Усугубляют ситуацию использующиеся соль или другие противогололедные реагенты.
- Просадка из-за выполненного не по технологии, или неправильно рассчитанного основания под него.
- Деформации из-за перепада температур.
- Просадка из-за повышенной влажности грунта (паводки, обильные дожди).
- Потеря битумным вяжущим свойств из-за повышенной температуры.
- Повышенная интенсивность движения, или проезд транспортных средств с нагрузкой на ось больше расчетной (в том числе и при сезонных или температурных ограничениях).
- Потеря битумным вяжущим своих свойств при долговременной эксплуатации.
- Некачественный или несвоевременный ремонт.
Обратите внимание! Как показывает практика, приходится ежегодно проводить текущий ремонт на 2-3 % процентах площади покрытия. Если дефекты занимают более 20 % площади, то дорога нуждается уже в капитальном ремонте. Капитальный ремонт заключается в удалении всего покрытия либо его слоя, и новой его укладке.
Ремонт покрытия делится на: плановый (текущий), капитальный и аварийный..
Плановый ремонт
Проводится при благоприятных погодных условиях, как правило, в теплое время года для устранения мелких дефектов. Правильное и своевременное его выполнение увеличивает срок службы покрытия, до минимума снижает вероятность возникновения критических дефектов в будущем.
Аварийный ремонт
Он проводится в случае появления на дороге критических дефектов угрожающих безопасности движения, как на фото выше. Работы проводятся в любых условиях и круглогодично. Но на такой ремонт асфальтобетонного покрытия, СНиП не предъявляет особых требований по долговечности особенно если проводился он зимой.
Рассмотрим применяемые сегодня технологии для аварийного и планового ремонта, и их особенности.
Заделка трещин
Один из наиболее простых, но самый важный ремонт асфальтобетонных покрытий. Обязательно выполняется перед приходом отрицательных температур, так как попавшая в трещины вода обязательно приведет к образованию выбоин.
Технология состоит из трех этапов:
- Трещина вычищается (выдувается) от пыли и мусора.
- Производится заполнение ее горячим битумным составом.
- Место, где проведен ремонт трещин асфальтобетонных покрытий, присыпается песком или отсевом.
Ремонт с использованием горячих асфальтобетонных смесей
Позволяет добиться наилучшего качества восстановленного полотна.
Для заделки выбоин применяют:
- Приготовленную в стационарных условиях смесь, в зимнее время, когда не работают асфальтобетонные заводы, материал недоступен,
- Литую смесь, разогретую на месте,
- Асфальтобетон, изготовленный методом рецинклинга. На месте ремонта куски покрытия (фрезерат), разогревают и перемешивают с добавлением битума в специальных мобильных установках — рециклерах.
На видео в этой статье — подробно показаны все этапы выполнения работы.
Технология включает в себя следующие операции:
- Места ремонта размечают, соблюдая следующие правила:
- не должно быть острых углов,
- захватывают до 5 см неповрежденного покрытия,
- рядом расположенные дефекты объединяют в одну карту.
- Проводится разборка асфальтобетонного покрытия по разметке, для этого используют отбойные молотки, ручные или смонтированные на самоходной технике фрезы.
- Если необходимо, придают вертикальность кромкам зарезанного участка (когда использовалась фреза).
- Очищают место ремонта от мусора, и тщательно его высушивают. Для этого используют воздуходувки, промышленные фены или просто горелки.
- Кромки и дно карты проливают разогретым битумом либо эмульсией на его основе.
- Укладывают смесь и уплотняют (укатывают) её. Если делается ремонт покрытия литым асфальтобетоном, то уплотнение не нужно.
- Место стыка проливается эмульсией и просыпается мелким песком либо отсевом.
При использовании данной технологии, важно контролировать не только ее соблюдение, но и:
- качество материалов,
- температуру смеси (не ниже 115-120 оС), битума или эмульсии (согласно паспорту на материал),
- качество уплотнения.
С использованием холодных смесей
В этом случае, вместо горячих смесей используют специальные холодные составы на основе модифицированного битума и полимерных добавок.
- Укладываются они без разогрева, это значительно ускоряет ремонт.
- Смеси позволяют работать при отрицательных температурах. Но отремонтированное место не обладает такой же прочностью и водостойкостью, поэтому данный метод чаще применяют в аварийных ситуациях и на дорогах 3 категории и ниже.
- Есть ограничение и по размеру заплат, они не должны быть больше 2м2. Так же, цена на эти смеси выше, чем на горячие. Но упрощение и ускорение работ, почти нивелирует разницу.
- Смета на ремонт почти не отличается. Технология ремонта этими смесями та же, что и горячими.
Внимание: Некоторые производители холодных смесей, гарантируют качество без проливки битумом и уплотнения (хватает укатки колесами движущегося по карте после ремонта транспорта). Но лучше все же проводить эти операции.
При использовании холодных смесей, температуру при укладке не нужно контролировать. Но обязательно нужно следить за датой выпуска и условиями хранения смеси. При укладке, по истечении гарантийного срока, качество ремонта значительно ухудшается.
Метод пропитки
Самый быстрый, и наименее качественный способ. Применяют чаще всего при аварийном ремонте, или когда в небольшие сроки нужно привести в более или менее сносное состояние большой участок дороги. Такой ремонт можно выполнить своими руками, например, для восстановления дорожки на участке.
Технология выполнения состоит из следующих этапов:
- Выбоина вычищается от пыли и мусора с помощью щеток или воздуходувок.
- Проливается горячий битум или эмульсия.
- Производится засыпка мелкого (фракция до 15 мм) щебня.
- Если необходимо, предыдущая операция повторяется несколько раз, до полного заполнения выбоины.
- Уплотняется место ремонта катком либо виброплощадкой.
- Отремонтированное место присыпается мелким песком либо отсевом для бронирования.
Совет. Если будете проводить эту работу на участке самостоятельно, то вместо чистого битума выбирайте эмульсию на основе воды. Она пожаробезопасна (это важно при разогреве) и не требует просушки выбоины.
Струйно инъекционный метод
Метод похож на способ ремонта пропиткой. Обеспечивается быстрое восстановление асфальтобетонного покрытия и качество ремонта, но требует использования специальной машины. Монтируется она обычно на базе грузового автомобиля или прицепная.
Имеет следующие узлы:
- Ёмкость для битума или эмульсии с подогревающим устройством,
- Бункер для щебня,
- Компрессор,
- Подпружиненную выдвижную штангу с рабочим органом, подающим смесь и рукоятками для направления на участок ремонта,
- Дозирующе-распределяющее устройство, обеспечивающее подачу воздуха и материалов для ремонта к рабочему органу, в различных комбинациях и с разным давлением.
Работа выполняется бригадой из водителя и дорожного рабочего, управляющего штангой.
Инструкция по проведению такого ремонта состоит из следующих пунктов.
- Машина подъезжает к дефекту дороги так, чтобы он оказался в зоне доступа штанги.
- Струей воздуха под высоким давлением, из выбоины выдувается пыль и мусор.
- Выбоина промывается эмульсией под высоким напором.
- Снова производится продувка.
- В выбоину снова подается эмульсия, но давление уже меньше, и она смачивает поверхность.
- Под давлением воздуха, который обеспечивает хорошее уплотнение, и перемешивание дефект заполняется смесью эмульсии и щебня.
- Просыпается чистый щебень для бронирования места ремонта.
Термопрофилирование
Одна из самых современных и эффективных технологий ремонта. Используется не только для заделки дефектов, но и для восстановления покрытия, утерявшего свои свойства в силу длительного срока службы, либо других факторов.
Технология основана на разогреве и регенерации асфальтобетона, либо на нанесении сверху дополнительного слоя. Кроме устранения трещин и выбоин, удаляется колейность и просадки покрытия. Для того чтобы выполнить термопрофилирование асфальтобетонных покрытий, нужен комплекс машин, либо комбинированный агрегат.
В состав его входят:
- Инфракрасные горелки для разогрева асфальта.
- Устройства для взрыхления.
- Перемешивающие аппараты.
- Вальцы для укладки.
- Дозаторы добавляемой смеси или компонентов.
В зависимости от состояния старого покрытия, особенностей его разрушения и других факторов, выбирают один из методов восстановления асфальтобетона.
Термопланирование
Старый асфальт разогревается и взрыхляется и снова укладывается.
Термоукладка
В этом случае кроме разогрева и перекладки старого асфальта поверх него ложится слой новой смеси.
Термопластификация
Новая смесь не добавляется. Старый асфальт перемешивается перед укладкой с пластификатором, восстанавливающим его свойства.
Ремикс
Старый асфальт смешивается с новой смесью. Также по необходимости добавляются заполнители или вяжущее.
Мы привели причины разрушения, виды ремонта (капитальный, текущий аварийный), и все наиболее применяемые на сегодня технологии ремонта асфальта. Конечно, тема не закрыта полностью, но будем рады, если наша статья помогла вам или просто расширила круг знаний.
craftroof.ru