СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
АбсидаАлтарный выступ в восточной части храма, обычно полукруглый или граненый в плане
АлтарьВосточная часть внутреннего помещения церкви, отделенная стеной или иконостасом
АнтаблементВерхняя горизонтальная часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами. членится снизу вверх на архитрав, фриз и карниз
АрхитравНижняя часть антаблемента, его основание, опирающаяся обычно на капители колонн или непосредственно на стену
БазаОснование, нижняя опорная часть колонны, столба или пилястры, более широкая, чем их ствол
БалюстрадаОграждение лестниц, балконов, террас, состоящее из ряда невысоких фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами
БарабанВенчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)<br />венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)
БусыОрнаментальный мотив в виде мелких шариков на одной линии, разделенных дисками того же диаметра
ВазонАрхитектурное украшение в виде вазы
ВолютаДекоративный мотив в форме спиралевидного завитка
ВосьмерикВосьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на четырехугольном основании (восьмерик на четверике) (с окнами – световой восьмерик)
ГирькаДекоративное украшение арочного проема, обычно из резного камня, подвешенное и закрепленное на скрытом в кладке железном стержне. помещается на воротах, крыльцах или в оконных проемах
ГлаваНаружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей
ГребеньУкрашение кровли в виде декоративного разорванного фронтона или ажурной решетки
ГульбищеНаружная терраса или галерея, часто открытая, обходящая здание с нескольких сторон на уровне подклета. встречается в церквях, трапезных и дворцах
Двусветный объемОбъем с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием
Декора) Совокупность средств и приемов в архитектуре, способствующих раскрытию ее идейно-художественного содержания; б) система украшений сооружения (фасада, интерьера)
ДынькаДекоративная деталь в русской архитектуре XIII–XVII вв., утолщение на столбах, колонках, в оконных и дверных наличниках, по форме напоминающее дыню
ЗакомараПолукруглое или килевидное (с заостренным верхом над серединой дуги) завершение части стены церковного здания; повторяет очертания расположенного за ней свода
ЗвонницаНадстроенное на храме или поставленное рядом с ним сооружение в виде стены с проемами для подвешивания колоколов
ИзразецВид облицовочной керамики; керамическая плитка из обожженной глины с рисунком, имеющая с оборота вид открытой коробки (румпу) для крепления в кладке
ИконостасСтена, составленная из нескольких ярусов икон, которые размещаются на горизонтально положенных деревянных брусьях; отделяет внутреннее помещение храма от алтаря
КаннелюрыВертикальные желобки на стволе колонны или на пилястре
КапительВерхняя часть колонны или пилястры
КарнизГоризонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах
КартушУкрашение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись
КессоныНебольшие углубления геометрической формы на поверхности потолка, свода, арки
КокошникДекоративные закомары, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания; имеют полукруглые или килевидные очертания. часто кокошники располагаются ярусами
КолокольняСооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов
КубышкаДревнерусский декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания<br />
КуполКонструкция покрытий (или само покрытие зданий и сооружений), имеющая форму, близкую к полусфере. купольные конструкции позволяют перекрыть значительные пространства без дополнительных промежуточных опор
ЛестницаФункциональный и конструктивный элемент здания, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней, как правило, в архитектуре является несущей конструкцией
Ложное окноНиша на стене, повторяющая размеры и очертания окна; иногда с помощью живописи имитируются переплеты рамы
ЛуковицаФорма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу
ЛюкарнаОконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. люкарны, имеющие декоративное значение, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями
НавершиеВершина, маковка; резное украшение (фигурное навершие)
Наличникдекоративное обрамление оконного или дверного проема. состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части. наличник часто украшался резьбой
Ордер архитектурныйОпределенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. несущий элемент – колонна, состоящая из капители, ствола и базы. несомые горизонтальные части составляют антаблемент, который образуют архитрав (нижняя часть), фриз (средняя часть) и карниз (верхняя выступающая часть). дорический ордер – один из основных архитектурных ордеров, для которого характерны сужающиеся кверху колонны с каннелюрами без баз и капитель в виде подушки. является важнейшим элементом монументальных композиций классической архитектуры. ионический ордер – один из основных архитектурных ордеров, имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанным каннелюрами. отличительной особенностью является капитель в виде подушки с двумя волютами. фриз часто покрывался рельефом. коринфский ордер – наиболее утонченный среди архитектурных ордеров, для которого характерны изящные колонны с каннелюрами и базами, завершенные пышной капителью из узорчатых листьев и небольших волют. тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. имеет колонну без каннелюр и гладкий фриз
Палладианское окно (итальянское окно)Трехчастное окно с повышенной средней частью, иногда разделенное декоративными колонками. заимствовано из построек итальянского архитектора xvi в. а.палладио
ПапертьПлощадка перед входом в церковь
ПарапетНевысокая ограждающая стенка по краю крыши, балкона, крыльца, лестницы, набережной, моста
Певдоготический стильНаправление в архитектуре XVIII–XIX вв., возродившее архитектурные формы и декоративные мотивы, а иногда и конструктивные особенности западноевропейской готики
ПилоныМассивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов
ПилястраПлоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стен
ПодклетНижний этаж церкви или жилого дома, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение
ПолуколоннаКолонна, выступающая за пределы стены на половину своего диаметра
ПорталДекоративно оформленный вход в здание. перспективный портал – обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены уступов
ПортикВыступающая из стены обычно перед входом в здание колоннада, несущая перекрытие. часто завершается фронтоном
ПосадПоселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля)
ПрестолНеподвижный четырехугольный стол в центре алтаря, покрытый тканями с религиозной символикой; на нем находятся евангелие с напрестольными крестами по сторонам и дарохранительница
ПриделНебольшая бесстолпная пристройка со стороны северного или южного фасада церкви, имеющая дополнительный алтарь для богослужения<br />
ПритворВходная пристройка к церковному зданию
РаковинаДекоративный лепной элемент в виде раковины (обычно веерное заполнение закомары или полукруглого верха ниши)
РепьиДекоративные металлические розетки со звездчатым краем
Романский стильВозник в X–XIII вв. в западноевропейских странах. характерные особенности: массивные стены, редкие и узкие проемы окон, высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции, скромный декор в виде аркатурных поясов
РотондаКруглая постройка, завершенная куполом
Рустовка (рустика)а) Рельефная кладка или облицовка сооружения рустом – камнем с грубо отесанной выпуклой лицевой поверхностью; б) декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной высоты, рельефно выступающих над фоном
СводПространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности: а) цилиндрический — образует в поперечном сечении полукруг; б) крещатый — образуется пересечением двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый — образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный — представляет собой полное полушарие
СлободаПригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом
СлухиПроемы в шатре колокольни
СтилобатСтупенчатое основание архитектурного сооружения или скульптурного монумента
СтрельчатыйИмеющий заострение при пересечении двух симметричных дуг
Трапезнаяа) В монастырях – общая столовая с церковью при ней; русские трапезные XVI-XVII вв. представляют собой большие залы с открытыми террасами и лестницами; б) западная пристройка к церкви
Трехлопастное завершениеОчертание кровли в виде трех дуг, из которых средняя опирается на концы боковых, зеркально повторяющих друг друга
УрочищеУчасток местности, отличающийся от окружающих какими-либо естественными признаками (например, болото, лес среди поля)
ФестоныДекоративное лепное украшение в виде зубчатого или волнистого узора, гирлянды
ФилёнкаДекоративная прямоугольная рамка или выемка в поверхности стены или пилястры
Фриза) Средняя горизонтальная часть антаблемента; б) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы на верху стены
ФронтонЗавершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. у разорванного фронтона для декоративного эффекта прерваны скаты
ХорыВерхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, а также в парадном зале
ЦокольНижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте
ЧетверикЧетырехгранное (иногда квадратное) в плане сооружение. в композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с восьмериком. двусветный четверик – с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием
ШатерПокрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды
Шлемовидная главаБлизкое полусфере криволинейное покрытие барабана, плавно переходящее в острие на ее вершине, напоминающее очертаниями шлем
ЩипецДвускатный верх стены, переходящий без выступов в ее основную плоскость
ЯрусГоризонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания, а также ряд кокошников в церковном здании
vma.muar.ru
Справочник архитектурных элементов.
Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:
Архитектурные элементы
Антаблемент
Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.
Аттик
Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.
Балюстрада
Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.
Балясины
Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.
Бельведер
Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.
Волюта
Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.
Галерея (гульбище)
Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.
Гирлянда
Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.
Гребень
Фигурные завитки, украшающие верх стены.
Закомара
Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.
Капитель
Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.
Контрфорс
Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.
Наборная колонка
Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.
Пилястра
Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Поребрик
Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!
Портал
Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!
Портик
Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.
Прясло
Участок стены между двумя пилястрами.
Ротонда
Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.
Сандрик
Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.
Ширинка
Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.
Эркер
Выступающая за плоскость фасада часть помещения.
Понравилось?
Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?
oknasmart.ru
Архитектурные термины — названия с иллюстрациями
Сфера строительства очень сложна и многогранна, здесь сформировались свои уникальные правила и тенденции, а архитектурные термины, которые использовались в различные времена человечеством, поражают воображение многообразием.
Каждому современному человеку обязательно нужно разбираться в основных используемых в архитектуре понятиях, так как это составляет важную часть знаний об окружающем мире, культуре и развитии человечества, его наработках и приобретениях.
Очень многие термины возникли столетия тому назад, но они и сейчас продолжают активно использоваться как профессиональными строителями и архитекторами, так и простыми людьми в обиходной речи. Именно поэтому важно разбираться в данных понятиях и использовать их более осмысленно.
Декор архитектурных сооружений разных эпох
Под декором понимается вся совокупность различных элементов, которые используются при оформлении здания — как его фасадной внешней стороны, так и интерьера комнат.
Яркими примерами декора могут быть высеченные на колоннах изображения или объемные фигуры, красочные узоры, другие подобные элементы.
Весь декор принято делить на два варианта:
- Активный декор. Служит не только для красоты, но и для связи сооружения и его оформления с окружающим миром, средой его нахождения и людьми вокруг. Декор активного типа связан с формой, размерами, назначением сооружения, а также его функцией и особенностями конструкции.
- Пассивный декор. Отличается тем, что никак не связан с перечисленными выше факторами и является только красивым оформлением, ценным само по себе.
Для каждой прошедшей эпохи характерен свой вариант декора. Он неразрывно связан с существовавшим тогда общим архитектурным стилем.
Распределение стилей по эпохам выглядит так:
- С 4 тысячелетия до н. э. и до 322 года н. э. действовал канонический стиль, где преобладали огромные размеры, прямые линии, грандиозные масштабы. Декор изображался в виде картин людей, животных, божеств, различных арок, бойниц и т. д. Все здесь внушало величие фараона или царя.
- С 8 века до н. э. и до 5 века н. э. в Древней Греции и Риме возник классический стиль. Здесь архитекторы обратились от бога к человеку, все начало оформляться относительно просто, но легко, изысканно и практично.
- 11 – 12 века характеризовал романский стиль и декор, что проявлялось в массивности, грузности, тяжести. При этом в декоре преобладали простые геометрические формы: овалы, круги, квадраты и кубы, призмы. Очень популярны были башни с бойницами и небольшими окнами.
- 13 – 14 век – готический стиль, который отличился легкостью, устремленностью к божественному и сверхъестественному. Основной большинства конструкций здесь стал каркас, имеющий крупные арки и проемы.
- В 9 – 17 веках процветал древне-русский стиль и декор, который воплотился главным образом в церквях и храмах, монастырях. Отличается праздничным внешним видом, нарядностью и в то же время величественной простотой.
- 13 – 17 века – Ренессанс. Славный период возрождения культуры, когда начала цениться не только красота, но и гармония, правильность геометрических форм и симметрия.
- В 17 веке развился Барокко – яркий и интересный стиль, неспокойный, быстро меняющийся, украшенный массой классических декоративных элементов. Здесь в качестве декора использовались скульптуры, лепнина, живопись и другие вещи.
- 17 – 19 век – эпоха Классицизма. Сохранились лучшие наработки прошлых веков, но все стало более простым, строгим, ясным. Сохранились приятные мягкие цвета, лаконичная отделка внутри и снаружи.
Были также и другие важнейшие стили и варианты декорирования, к примеру, уникальный Модерн 19 века, но перечислить их все не так просто.
Архитектурные элементы стен и фасада
Рассмотрим самые популярные и часто используемые элементы украшений как стен, так и фасадов, интерьеров помещений.
Они не теряют своей популярности уже многие века и периодически с новой силой захватывают сферу строительства.
Вот основные среди них:
- Карниз. Используется как во внутренней, так и во внешней отделке и представляет собой выступающий объект, который обычно отделяет плоскость стены по специальным линиям или по отношению к плоскости крыши.
- Руст. Этим термином обозначается рельефная кладка стен, когда для ее выполнения используется камень с выпуклой или грубо обтесанной боковой стороной.
- Розетка. Древний тип декора, который выполняется в виде лепестков распустившегося цветка, строго симметричных центру.
- Фреска. Этим термином обозначается рисование или живопись художником по еще сырой штукатурной смеси на стене или потолке. Когда раствор застывает, то картина покрывается прочным защитным слоем и способна сохраняться многие столетия.
- Барельеф. Вариация выпуклого скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Не допускается выступ более, чем на половину объема объекта.
- Горельеф. Здесь, в противовес предыдущему варианту, скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину объема всего изделия.
- Арка. Классический вариант перекрытия проема, в котором конструкция выполняется по криволинейной форме.
- Филенка. Декоративный элемент, изображенный в виде заглубления на стене, части пола, двери, пилястра.
- Фриз, под которым имеется в виду специальная лента или горизонтальная полоса, которая обычно закрывает какой-то другой декоративный элемент.
- Консоль. Вариант опоры, который с одной стороны жестко закреплен, а с другой является совершенно свободным.
- Балюстрада. Тип ограждения, в котором в качестве столбов используются фигурные изделия.
- Балясины. Фигурные столбцы небольшого размера, устанавливаемые для поддержания поручней перил, лестниц, балконов и т. д.
- Ниша. Декоративное углубление, чаще всего в стене, в котором устанавливаются различные статуи, украшения.
- Люнет. Часть стены, снизу выделенная прямой линией, а сверху – аркой, вместе с ее колоннами.
Это основные элементы стен и фасадов, которые используются многие столетия и не теряют популярности сегодня.
Составные части колонн
Здесь уже не такое многообразие, как в предыдущем случае, но также есть о чем сказать.
Ключевыми элементами в декоративном оформлении колонн издревле выступают:
- База. Нижняя часть колонны, на которой стоит остальная часть конструкции. Стоит на опорной плите или пьедестале.
- Столб. Тело колонны, чаще всего имеющее цилиндрическую форму, может быть деревянным, каменным, металлическим и т. д.
- Капитель. Финальная, венчающая часть колонны, иногда выступающая переходом к абаку.
Виды колонн в архитектуре
Всего в сфере архитектуры выделяют такие два варианта колонн:
- Полуколонна. Выступает из плоскости стены или другого элемента на половину или даже ¾ от своего диаметра. Нередко полуколонна используется в мебели;
- Пилястра. Только условно считается колонной, но по факту является вертикальным выступом из стены, оформленным базой и капителью.
Обе разновидности активно и успешно используются в разных стилях оформления.
Оконные и дверные проемы и их составные элементы
В этих элементах конструкции любого здания используются следующие компоненты декора:
- Сандрик. Небольшого размера карниз, который раньше использовался для защиты от дождя, но сегодня выступает независимым декоративным типом.
- Наличники. Часть оформления окон, которая выполняется в виде фигурных накладок, часто сделанных из профилированных планочек.
- Замковый камень. Используемый над окнами и арками элемент кладки, выполненный в виде клина или пирамиды.
- Тимпан. Часть стены, выполненная в виде углубления над аркой либо же окном.
- Анфилада. Несколько идущих друг за другом элементов разделения пространства, таких как помещение, двор и т. д. Так как они идут по одной линии, то визуально создается ощущение интересной повторяющейся конструкции.
- Портал. Элемент архитектуры, который выступает центральным входом в помещение, на сцену.
- Роза. Часть готического стиля, выраженная в виде крупного окна круглой формы, которое по всей площади разделяется на секторы с помощью фигурного переплета.
Архитектурный декор для храмов и церквей
Церкви, монастыри и храмы традиционно оформляются особым образом, насыщенным символизмом.
Здесь популярны такие декоративные изделия:
- Сень. Красочный навес или балдахин, оборудованный на стене. Под ним обычно находится статуя или другой красивый элемент.
SONY DSC
- Абсида. Этим термином обозначается алтарный объем в церкви. В более широком смысле – это некоторый полукруглый выступ, который примыкает к основному зданию.
- Наос. Центральная часть любой церкви или храма, где во время богослужений находятся пришедшие люди.
Церковная архитектура очень многообразна, так как развивается она тысячи лет, поэтому здесь можно увидеть очень много интересного.
Другие архитектурные термины с иллюстрациями
Вот еще некоторые понятия, широко используемые в архитектуре:
- Портик. Галерея крытого типа, крыша которой лежит на колоннах. Между колоннами могут быть установлены арки.
- Эркер. Элемент помещения, который выступает из плоскости стены и имеет крупные окна. Чем-то напоминает балкон.
- Готика. Период развития готической культуры — времена 13 – 14 веков.
- Гусек. Элемент архитектурной декорации протяженного типа, который отличается многослойным поперечным сечением.
- Колоннада. Продолжительный ряд из множества колонн, которые имеют одно общее перекрытие.
- Валюта. Красивый декор в виде завитка на верхней части колонны или стены.
- Известь. Важнейший строительный материал, придающий изделиям белоснежный цвет.
- Крабб. Элемент готики, изображенный в виде каменных цветков, почек и листочков.
- Ризалит. Элемент или часть здания, которая выступает над площадью фасада и достигает таким образом самого верха постройки.
- Плинфа. Особого сорта кирпич, отличающийся тонкостью и высокой степенью отжига.
- Столп. Под этим термином подразумевается колонна или башня.
- Неф. Помещение вытянутой продольной формы, которое ограничивается по сторонам рядами колонн.
- Акант. Стилизованное изображение листьев растения аканту.
- Арка. Элемент перекрытия криволинейной формы над проходом, дверью, воротами.
- Аркада. Ряд из полностью аналогичных арок, которые опираются на столбы или колонны.
И это далеко не все, чем богата сфера строительства.
Материалы для изготовления архитектурных деталей
В архитектуре с самих древних времен использовалось все многообразие материалов, которые только могла предложить та эпоха.
Талантливые архитекторы приспосабливали для своих целей различные типы камня, бетонные смеси, известь, цемент, мел, металлы, дерево всяческих пород, стекло, краски.
Практически весь перечень материалов, который только был доступен творцу, шел для реализации его задумок.
К примеру, сегодняшние архитекторы имеют больше возможностей и активно используют в строительстве синтетические материалы, пластмассу, профилированные листы, черепицу и многое другое.
В качестве заключения скажем, что архитектура – это очень сложная и многообразная сфера деятельности, изучение которой целиком может занять немало времени.
1001student.ru
Архитектурные элементы фасада здания в картинках: фото и видео!
Архитектурные элементы фасада имеют не только практическое функциональное назначение, но и служат для оформления здания, придавая ему эстетически завершенный внешний вид. Продуманное сочетание элементов декора способно кардинально преобразить дом, подчеркнув его достоинства и скрыв возможные недостатки. Архитектура – это гармоничный союз науки градостроения и искусства, с интересной многовековой историей. Именно ей мы обязаны быть благодарными за такое многообразие существующих сегодня красивых и оригинальных фасадных элементов.
Данная статья познакомит вас с основными видами архитектурных элементов фасада, а также с особенностями и характеристиками материалов, из которых они изготавливаются.
Архитектурные элементы фасада
Основные виды архитектурных элементов фасада здания
В настоящее время в калейдоскопе декоративных и функциональных элементов отделки фасада, человек несведущий легко может запутаться. Балюстрады, пилястры, фрески, барельефы… Все это разнообразие дизайнерских решений, созданное мастерами прошлого и современности, на первый взгляд, кажется загадочным и непонятным. Однако мы постараемся внести ясность в понимание данного вопроса и ознакомим вас с основными архитектурными терминами и понятиями подробнее.
Колонна — один из древнейших архитектурных элементов
Колонна представляет собой столб, как правило, цилиндрической формы. Она может быть каменной, мраморной, металлической, деревянной и даже изготавливаться из искусственно созданных материалов. Изначально, в архитектурном деле колонны использовались для обеспечения опоры антаблементам и аркам. В наше время зачастую выполняют роль исключительно декоративного элемента фасадного оформления без функциональной нагрузки.
Колонна, как правило, состоит из трех основных частей:
- Нижнего основания, также известного как «база», на которую давит вся масса, поддерживаемая колонной. Деталь необязательная, архитектуры некоторых стилей ее не используют.
- Тела колонны, называемого стволом и являющегося основной ее частью. Иногда украшается каннелюрами, специальными вертикальными либо горизонтальными желобами.
- Верхнего основания колонны, именуемое капителью, которая, как и база, предназначена для лучшего распределения нагрузки на колонну. В некоторых случаях может отсутствовать.
Элементы колонны
Цены на готовые гипсовые колоны и декоры
Гипсовые колоны и декоры
Колонны могут похвастаться наличием своеобразных «родственников» в сфере строительства и архитектуры, известные под названием «полуколонны» и «пилястры». Пилястры являют собой, по сути, частично выдающиеся из плоскости фасада здания колонны. Они бывают самых разнообразных видов:
- Прямоугольной формы
- Округлые
- Сложной пучкообразной либо иной формы
Полуколонны, в свою очередь, являются подвидом округлых пилястров, которые выдаются вперед из стены здания наполовину либо на три четверти своей толщины.
Пилястры и колонны
Карниз здания – это выдающийся вперед элемент внешнего оформления фасадов, который разделяет стену с крышей, либо визуально делит плоскости стен на части по параллельным линиям горизонтально земле.
Карниз крыши дома
Фронтоном называют архитектурный элемент треугольной (реже полукруглой) формы, границы которого по бокам обозначены двумя скатами крыши, а снизу очерчены карнизом.
Карниз с фронтоном, расположенный над проемом двери либо нишей в стене здания носит название сандрика.
Фронтон
Слово «балясина» имеет греческие корни и на языке оригинала буквально означает «цветок граната». В архитектуре зачастую используется для дизайнерского оформления балконов, лоджий и террас. Представляет собой аккуратный ряд столбиков, напоминающих миниатюрные колонны. Функциональным назначением балясины является поддержка перил различных ограждений. Как и в случае с колоннами, столбики балясины могут дополнительно украшаться различными декоративными элементами.
Виды балясины
Барельеф – один из древнейших архитектурных элементов. Он представляет собой выпуклое скульптурное изображение, которое не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью стены фасада. Функциональной нагрузки не несет, применяется исключительно в качестве дизайнерского решения. Горельефы от барельефов отличаются тем, что могут выступать над уровнем стены более, чем на 50% своей толщины.
Барельеф в форме грифона
Фрески – это живописные изображения, создаваемые непосредственно на внутренней либо внешней поверхности стен здания. Как правило, для оформления фасадов домов применяются редко. Однако существуют и исключения. Современные технологии, в которых для создания наружных фресок используется армированная сетка и цветные отделочные составы на основе полимеров, позволяют создавать изображения полностью устойчивые к внешнему погодному воздействию.
Фреска на фасаде дома
Консоли – это опорные элементы, применяемые для обеспечения механической поддержки различным выступающим элементам фасада, таким как карнизы и балконы. Внешне могут представлять собой скульптуру и довольно часто используются также для реализации оригинальных дизайнерских решений в архитектурном оформлении зданий.
Различные варианты консолей, созданных парижскими архитекторами
Балкон представляет собой огражденную площадку, которая выступает из стены фасада здания и поддерживается балками либо консолью.
Балкон, поддерживаемый оригинальной консолью в форме орла
Материалы для изготовления элементов фасадного декора
Сразу оговоримся, что в строительстве при отделке фасадов зданий применяют множество материалов различного типа. Мы же рассмотрим только те, которые имеют наибольшую популярность и часто используются на практике.
Гипс и гипсовая лепнина
Несмотря на наполненность строительного рынка различными современными аналогами, гипсовая лепнина и сегодня остается одним из популярнейших стройматериалов. Ее применяют не только для дизайнерского оформления фасадов, но и задействуют при внутренних отделочных работах.
Особенности:
Главным преимуществом гипса является природность его происхождения и экологическая чистота.
Гипс пластичен и с его помощью без особых усилий можно создавать изысканные и сложные архитектурные формы.
Изготовление лепнины с помощью готовых форм возможно производить своими руками прямо в процессе строительства.
К сожалению, гипсовые элементы имеют довольно значительный вес, который следует учитывать во время отделки. Массивную лепнину допустимо размещать лишь на прочных фасадах, оборудованных качественным фундаментом. Кроме того, значительный вес гипсовых изделий требует использования дополнительной техники, что приводит к удорожанию отделочных работ. Да и сами по себе декоративные элементы из такого материала стоят довольно дорого.
Элемент фасадного декора из гипса
Цены на различные виды гипсовых материалов
Гипсовая лепнина
Бетон и его разновидности
Бетон, как и гипс, в исходном состоянии обладает значительной пластичностью, позволяющей создавать на его основе весьма оригинальные архитектурные формы. Однако данный материал тоже весьма массивен, что приводит к появлению множества дополнительных неудобств во время отделочных работ.
Современный фасад, отделанный бетоном
Впрочем, современная промышленность позволила решить данную проблему, предоставив нам искусственно созданные аналоги: стеклофибробетон и полимербетон. Первый представляет собой пронизанный стекловолокном состав из сухих строительных смесей, имеющих цементную основу. В состав полимербетона, в свою очередь, входят размельченные натуральные стройматериалы с добавлением смол: песок, кварцевая мука, гранитная крошка. Таким образом эти два материала имеют в значительной степени меньший удельный вес, сохраняя при этом свою прочность.
Декор из стеклофибербетона легко может быть покрашен в любой цвет еще на этапе производства, посредством добавления красителя в его состав. Материал этот отличается высочайшей прочностью, выдерживает воздействие атмосферных осадков и ему не страшны резкие перепады температур. К механическим повреждениям стеклофибербетон также устойчив в большей степени, чем бетон обычный. Практически теми же полезными качествами может похвастаться и полимербетон.
Монолитный бетонный фасад с оригинальной отделкой
Цены на цемент и основы смесей
Цемент и основы смесей
Пенополиуретан и пенополистерол
Оба этих материала относятся к классу газонаполненных пластмасс, и, на первый взгляд, очень похожи между собой. Однако на практике их функциональные возможности во многом различны. Для более удобного сравнения рассмотрим таблицу:
Пенополистирол | Пенополиуретан |
---|---|
Экологическая чистота | |
При нагреве свыше 60 градусов выделяет химикат под названием фенол | Устойчив к температурному воздействию, сохраняет структуру и свойства при нагреве до 180 градусов включительно, не выделяя токсинов |
Пожарная безопасность | |
Довольно легко воспламеняется. В процессе горения распадается на части, что способствует быстрому распространению пламени. | Не является горючим материалом. |
Срок службы | |
Пенополистирол сохраняет свою функциональность не более 15 лет, проявляя заметное снижение характеристик уже после 10 лет использования. Способен оседать и сжиматься, меняя свою форму, что приводит к искажению фасадной геометрии. | Долговечен, невосприимчив к ультрафиолету, способен прослужить дольше несущих элементов конструкции дома. В течение всего периода эксплуатации не теряет своей функциональности, сохраняя изначальные характеристики. |
Удобство и простота монтажных работ | |
Хрупкость материала приводит к тому, что архитектурные элементы из пенополистерола часто ломаются при монтаже. В процессе монтажа требует использования специально предназначенных для данного материала клеящих составов. | Обладает более высокой прочностью. Прекрасно закрепляется посредством различных универсальных строительных составов. |
Устойчивость к атмосферным воздействиям | |
Повышенная влажность может привести к образованию грибка и плесени на поверхности элементов отделки. Способен впитывать влагу, что при резких падениях температуры приводит к ее замерзанию и последующему разрушению материала. | Обладает влагоотталкивающими качествами, что препятствует образованию плесени и преждевременному разрушению отделочного материала. |
Очевидно, что пенополиуретан для внешних отделочных работ подходит лучше пенополистирола. Именно поэтому последний находит свое применение, как правило, в процессе внутренней декоративной отделки.
Монтаж фасадного декора
Работа с различными материалами и фасадными элементами имеет свою специфику и ее лучше доверить профессионалам. Однако, в случае с пенополиуретановыми и пенополистироловыми материалами, особые навыки вам не потребуются. Монтаж элементов такого типа вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже мы рассмотрим подробную инструкцию по фасадному оформлению здания, которая позволит вам разобраться в общих принципах проведения финальных отделочных работ.
Этап №1. Распределение комплектов фасадного декора | |
---|---|
Упакованные в стрейч комплекты деталей внешнего оформления фасадов в обязательном порядке подписывают и распределяют по узлам и элементам здания, согласно с заданным в архитектурном проекте планом. Поэтому, в первую очередь, рассортируйте каждый из наборов по окнам и прочим участкам фасада дома. | |
Этап №2. Предварительно распределите части каждого комплекта | |
Все элементы фасадного оформления имеют с обратной стороны артикул с наименованием. Ваша задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на монтажную схему (дизайнерский проект), разобраться куда какая деталь должна быть в дальнейшем помещена и аккуратно разложить их по порядку на земле. | |
Этап №3. Выполните разметку элементных стыков на фасаде и подгонку деталей | |
Сначала с помощью маркера либо карандаша сделайте на фасаде отметки в местах расположения будущих соединений. Выполняя разметку помните о том, что стыки, в той или иной степени, будут заметны, поэтому их размещение обязательно должно быть симметричным. В качестве инструмента для порезки и подгонки элементов по размерам прекрасно подойдет острый нож либо ножовка с мелкими зубцами на полотне. Осуществите нарезку согласно предварительно сделанной разметке, учитывая при этом промежутки для стыков. Совет. Оставшиеся отходы не стоит сразу выбрасывать в мусор, они могут вам пригодиться при дальнейшей работе. | |
Этап №4 Монтаж крепежа (мультишипов) | |
Вдоль периметра окна (либо иного монтируемого элемента) прикрепите мультишипы, выдерживая шаг порядка 50 сантиметров. Задача этого крепежа — обеспечение надежной фиксации деталей на время высыхания клея. Помните о том, что продолговатые детали должны крепиться не менее чем на трех шипах. Даже для самых мелких частей декора следует предусмотреть минимум одну точку фиксации. | |
Этап №5 Предварительная примерка | |
Этот шаг нужен для того, чтобы подготовиться к сборке фасадного элемента и убедиться в корректности проведенной ранее подгонки деталей. Оденьте части декора на соответствующие им мультишипы по выполненной разметке, учитывая толщину швов используя плиточные крестики. Осуществлять «сухую» примерку рекомендуется в направлении снизу вверх. Если все выглядит хорошо, — приступаем к следующему этапу. | |
Этап №6 Обработка деталей клеем | |
Предварительно сняв собранный фасадный элемент с шипов, приготовьте специальный клеящий состав по прилагающейся инструкции. Гребенчатым шпателем равномерно нанесите готовый клей по всей обратной стороне и на торцах стыков монтируемой детали. | |
Этап №7 Сборка и монтаж фасадного элемента | |
Снизу вверх, как в случае «сухой» примерки, насадите части на соответствующие им мультишипы. Для получения идеально ровных стыков используйте плиточные крестики. Уберите в местах соединения лишний клей, оставив свободное место глубиной 0,5 см для акрилового герметика. Дождавшись полного высыхания клеящего состава, обработайте стыки герметиком. |
Видео — инструкция по монтажу фасадного декора
Вот и все. Процесс монтажа полностью завершен и остается лишь с удовольствием наблюдать результаты нашего кропотливого труда. Теперь, руководствуясь нашей инструкцией, вы спокойно сможете произвести многие фасадные работы самостоятельно. Надеюсь, мы смогли раскрыть для вас некоторые секреты строительного искусства и помогли углубить ваши здания в вопросе классификации и особенностей монтажа архитектурных элементов фасада.
fasad-exp.ru
Кант | Архитектурное украшение 4 буквы |
Антефикс | Архитектурное украшение 8 букв |
Ростра | Архитектурное украшение 6 букв |
Декор | Архитектурное украшение 5 букв |
Акант | Архитектурное украшение 5 букв |
Аттик | Архитектурное украшение карниза 5 букв |
Антефикс | Архитектурное украшение в виде щита 8 букв |
Бельведер | Башенка на здании как архитектурное украшение 9 букв |
Антефикс | Архитектурное украшение по краям кровли 8 букв |
Гзымс | Архитектурное украшение в виде полочки 5 букв |
wordparts.ru
Каталог архитектурных элементов фасада здания
Архитектурные элементы фасада здания
Украшение фасадов зданий различным декором приобрело наибольший расцвет во времена древних Рима и Греции. Именно оттуда пришли большинство традиционных деталей, которые и по сей день активно используются, а часто и комбинируются с новыми идеями и стилями. И если раньше такие элементы были еще и частью конструкции, то сегодня большинство из них являются чисто декоративными. Благодаря этому, дизайнер может подойти к использованию декора более гибко и воплощать в жизнь идеи недоступные ранее.
Новые технологии производства строительных материалов позволили изготавливать декор, не уступающий по своим характеристикам природному камню, а иногда и превосходящий его по некоторым показателям. Легкость, прочность и долговечность не единственные его достоинства. Поверхность в точности имитирующая природный материал и сходная с ним даже по тактильным ощущениям делает возможным решение любых задач. Современным архитекторам и строителям остается только выбирать из огромного многообразия классических стилей и вариантов оформления фасадов и других частей зданий.
Балюстрада – декоративный элемент, часто встречающий гостя на входе. Он состоит из набора столбиков оригинальной формы (балясин), накрытых поручнем, опирающимся в свою очередь на тумбы. Широкое разнообразие деталей, стилей и форм, позволяет получить множество вариантов исполнения готовой конструкции. Ограждение, особенно используемое на лестницах, кроме декоративной функции несет и практическую, поэтому должно отвечать определенным требованиям износостойкости и надежности. Этому как нельзя лучше способствует материал Arhio из которого изготовлена наша продукция. Он имеет высокопрочную поверхность, устойчивую к истиранию и не подверженную воздействию климатических условий.
Еще одной внушительной деталью декора как фасадов, так и внутреннего оформления являются колонны. Они являются одним из символов античного искусства строителей. Их начали широко использовать еще в древнем Египте, а своего расцвета они достигли в римской и греческой архитектуре. Архитекторы этих эпох создали огромное количество вариантов оформления, которые практически без изменений применяются и в наши дни. Кроме опорной функции колонны несли представительское назначение, внушали уважение и почтение. Сегодня они выполняют скорее декоративное предназначение. Но это совсем не значит, что качество может быть принесено в ущерб красоте. В каталогах Arhio представлено множество моделей различных стилей, направлений и размеров. Все они изготовлены из прочного и надежного материала имеющего при этом небольшой вес, что существенно облегчит установку и позволит обойтись без чрезмерного утяжеления всей конструкции здания.
Ни один фасад невозможно представить без разного рода декоративных элементов, формирующих завершающие штрихи его внешнего облика. Такие детали как филенки, кронштейны, консоли берут свое начало от вполне необходимых элементов конструкции здания, с развитием технологий строительства, трансформировавшиеся в декор. Есть и чисто декоративные изделия – барельефы, акротерии, филенки, орнаменты, розетки. Все они призваны подчеркнуть общую идею сооружения, его индивидуальность и мастерство архитектора. Создание и развитие дизайна такого декора длилось столетиями и характеризовалось появлением целых направлений и школ, посвященных отдельным стилям. Именно поэтому дизайнеры компании Arhio постоянно изучают историческое наследие для того чтобы воссоздать традиционные линии и создать новые, ни на что не похожие декоры.
Очень популярен у сегодняшних архитекторов такой элемент, как карниз. Это классический образец погонажного материала, без которого не обходится почти ни одно строительство. Его функции достаточно обширны – выделение отдельных этажей, для подчеркивания их важности, разделение дома по высоте для создания определенных иллюзий, украшение линии крыши. Разнообразие форм, дизайнов и размеров поистине огромно. Существуют украшения как повторяющие детали знаменитых архитектурных шедевров, так и современные разработки, сочетающие последние тренды с традициями. Отличительной особенностью карнизов Arhio является их малый вес. Благодаря этому свойству нашего уникального материала, карнизы можно легко монтировать, не опасаясь обрушения. Нагрузка, создаваемая ими на конструкцию чрезвычайно мала и это, позволяет применять их на разных типах покрытий.
Большое внимание при декорировании фасадов уделяют обрамлению окон и дверей. Это отдельный вид декора и наряду с остальными элементами он имеет свою большую историю. Началось все с необходимости каким-то образом украшать или прикрывать места соприкосновения дверных или оконных конструкций со стенами. Постепенно это привело к созданию дверных и оконных обрамлений как части единого архитектурного ансамбля. Некоторые детали, такие как например замковый камень, выполняли вполне практические функции, являясь частью арочного проема и лишь впоследствии став декором. Изделия торговой марки Arhio имеют небольшой вес, что существенно облегчает монтаж и не требует усиленного крепления. В то же время они прочны и долговечны. Наши каталоги предложат большой ассортимент обрамлений, выполненных в различной стилистике с возможностью комбинировать и создавать как традиционные, так и уникальные индивидуальные решения.
Среди архитектурного декора Arhio широко представлены пилястры. Это один из самых распространенных элементов, который встречается во многих зданиях старой постройки. Пилястра – это вертикальный выступ на стене, который иногда называют фасадным срезом колонны. В некоторых случаях, кроме декоративной функции он выполняет и конструкционную являясь одним из способов укрепления стены. Форма бывает самой разнообразной: прямоугольная, круглая, многоугольная или еще более сложная. Отделка пилястры может быть самой разнообразной – от обычной гладкой поверхности до имитирующей различные виды покрытия, например, камнем или орнаментом. Нередко такие элементы можно встретить и в мебели.
При отделке углов на внутри и снаружи здания применяется руст – элемент имитирующий каменную кладку. Во времена, когда большинство строений возводили из камня или кирпича, дополнительная отделка защищала углы строения от повреждений, но на сегодняшний день он используется в основном как украшение. Простой монтаж и надежные материалы сделали его очень востребованным у застройщиков. Лицевая сторона имитирует грубый неотесанный природный камень в то время как обратная гладкая – облегчающая укладку. Если используются русты разного размера, то они располагаются на углах в шахматном порядке. Декоративный руст Arhio применяется при необходимости создать солидный и респектабельный внешний облик с минимальными затратами и при этом непревзойденным качеством.
Помимо украшения и декорирования фасада часто происходит и обустройство прилегающего земельного участка. Для этого также могут применяться элементы каменного декора Arhio. Малые архитектурные формы, выполненные в едином духе с фасадом, придадут гармоничный вид комплексу зданий и сооружений на участке и создадут уникальный и ни на что не похожий ланшафт. Ротонды, беседки, фонтаны, вазоны и многое другое можно изготовить, применяя декоративный материал от Arhio. Наше предложение не ограничивается типовыми элементами – мы можем воссоздать в натуральном виде практически любую задумку архитектора или дизайнера. Легкость деталей значительно упростит транспортировку и монтаж, а надежная пи прочная конструкция, не подверженная влиянию влаги, солнечного света и перепадов температур будет служить долгие годы.
Помимо уникальных свойств материала, сотрудничество с Arhio имеет еще целый ряд неоспоримых преимуществ. Наши дизайнеры и конструкторы постоянно работают как над совершенствованием свойств изделий, так и над расширением ассортимента. Изучая классическую архитектуру прошлого, мы берем самые лучшие идеи и воплощаем в нашем декоре. Такой подход позволяет архитектору создавать творения, которые останутся востребованными и вызывать восхищенные взоры окружающих на протяжении многих лет.
Каталог архитектурных элементов
Фасадный декор зародился еще в Древней Греции. Уже тогда люди поняли как можно изменить внешний облик сооружений.
Фасадный декор представляет собой совокупность элементов, которые создают архитектурное оформление сооружения. К декору относятся элементы и предметы, с помощью которых фасад сооружения преобразуется в эстетических целях. Декорирование фасада состоит из подбора элементов, которые придают исключительную индивидуальность. Все эти элементы должны быть подобраны в едином стиле и гармонично сочетаться друг с другом.
Сегодня технологии в создании фасадных материалов зашли так далеко, что существует огромное количество строительных и отделочных материалов, которые позволяют создавать настоящие шедевры среди декоров.
При декоре фасада используются самые разнообразные элементы:
Карниз — выступающий элемент классического стиля, он делит вертикальную плоскость по горизонтали. В ордерной архитектуре карниз представляет собой верхнюю часть антаблемента над фризом и архитравом.
Консоль — выступающий из стены элемент, поддерживающий часть постройки, например, карниз, балкон, уступ. Снизу консоль декорируют волютами. Консоли могут служить в качестве подставки для скульптур, ваз и других аксессуаров.
Наличники — обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Наличник прикрывает пространство между стеной и оконной или дверной коробкой.
Сандрик – декоративный элемент классического стиля в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий.
Колонна — представляет собой столб цилиндрической формы. Колонна, помимо своих практических функций, может быть и триумфальным или декоративным украшением.
Колонна имеет несколько элементов:
- Капитель – верхняя ее часть, распределяет нагрузку с верхних частей. В некоторых случаях капитель может отсутствовать.
- Основная часть колонны – ствол, который часто украшали канелюрами в классической архитектуре.
- Нижняя часть колонны – база, которая переносит нагрузку на основание, необязательный элемент.
Пилястра — вертикальный выступ стены, который обычно имеет капитель и базу. Тем самым он условно может изображать колонну. Пилястра довольно часто повторяет пропорции и части ордерной колонны. Но, в отличие от нее, пилястра лишена утолщения ствола (энтазиса). В своем плане пилястры могут быть полукруглыми, прямоугольными, а также иметь сложную форму (к примеру, пилястры с полуколоннами, или пучковые пилястры). Пилястра отлично украшает и фасад здания и помещение, зрительно увеличивая его.
Балюстрада — ограждение, составленное из фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой. Балюстрада используется для ограды лестниц, балкона, террас.
www.arhio.ru
Архитектурные элементы в алфавитном порядке: понемногу обо всем
Добавил(а): Евгений Удальцов 14 июля
Каждому, кто собирается приступить к ремонту и отделке фасада здания или внутреннего пространства, нужно знать основные названия элементов декора. Эти знания необходимы не для того, чтобы раскидываться ими по сторонам в попытке выглядеть знающим человеком, а для того, чтобы облегчить себе задачу по поиску этих самых декоративных элементов. И заодно понимать то, что говорит архитектор, дизайнер или отделочники, которые будут помогать Вам преображать интерьер или фасад, если Вы не полагаетесь только на собственные силы. Понятия, приведенные здесь, изложены в максимально понятной форме без использования большого количества терминов для того, чтобы в них легко было ориентироваться.
От А до Б
Антаблемент – по сути это балка, перекрытие пролета, иногда служащая завершением стены. Она состоит из трех частей – архитрав, фриз и карниз. Является несомой частью и все ее составные элементы в каждом из ордеров, будь то ионический, дорический или коринфский, имеют различные пропорции, которые определяются исходя из параметров колонны. Сочетание антаблемента с колоннами является главным признаком классического стиля. После Ренессанса антаблемент стал появляться отдельно от колонн в качестве завершения верхней части стены. Если применяются пилястры или полуколонны, антаблемент выписан вокруг них. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Например, без фриза антаблемент считается неполным, без архитрава он облегченный.
Арка представляет собой перекрытие проема криволинейного типа, расположенного в стене, или пролета, находящегося между двумя опорами (это могут быть как колонны, так и опоры моста). Это криволинейный брус, который создает боковой распор при отделке фасада. Арка может быть полуциркульная – если есть сечение полуокружности, стрельчатая – если состоит из двух арок, которые сходятся под углом, лучковая – если дуга менее полуокружности, и многолопастная – когда используется сочетание нескольких небольших арок.
Архивольт – обрамляет арочный пролет и выделяет его из стены. Это чисто декоративный элемент, с успехом применяемый при отделке интерьеров и фасадов. Так же в роли архивольта может выступать архитрав из лепнины или криволинейная тяга, которая окаймляет наружную поверхность арки или оконного проема.
База – это нижний элемент колонны или пилястры, служащий их основанием.
Балюстрада – лестничное ограждение, которое может использовать на балконах и террасах. Обычно он небольшой по высоте и состоит из фигурных столбцов, на которых сверху положены перила или балки.
Балясины – как раз относятся к балюстраде и являются теми самыми невысокими столбцами, которые иногда могут быть украшены резным декором. Они поддерживают ограждающие перила.
От З до К
Замковый камень – обычно клинообразной или пирамидальной формы, венчающий арку или свод. Иногда он выделяется своими габаритами и выступает из плоскости и может быть украшен орнаментом или скульптурным изображением, что придает ему большую декоративность. Является арочным украшением, а также украшением для плоских перемычек.
Кариатида – ее применение датируется XVII-XIX вв. в архитектуре Европы. Представляет собой скульптуру женщины, которая поддерживает балку в здании.
Капитель – это верхняя часть какой-либо опоры, в основном, колонны. Именно она воспринимает большую нагрузку от горизонтальной балки.
Карниз – элемент, служащий для отделки помещений, фасадов и мебели. Является выступающим и разделяет горизонтальную нависающую и вертикальную плоскости. Часто можно встретить разделение карнизом вертикальных плоскостей стены, которые нужно выделить. В архитектуре он обычно венчает антаблемент и находится над архитравом и фризом.
Каннелюры – представлены горизонтальными или вертикальными (в зависимости от ордера) желобами на стволе или базе колонны. Могут быть плотно посаженными друг к другу или иметь небольшие промежутки.
Колонна – архитектурно обработанный элемент, имеющий круглое или квадратное сечение. Изначально служила простейшим элементом в стоечно-балочной конструкции. Он опирается на базу, а венчает его капитель. Колонна используется как для оформления фасадов зданий, так и во внутреннем интерьерном пространстве. Степень ее художественной выразительности может определяться ее пропорциями, пластической обработкой и членениями.
Консоль – если говорить об архитектуре, то это выступающий из поверхности стены камень, который поддерживает другую выступающую часть, большую по размерам. Это может быть балкон, карниз или вертикальный уступ в стене. Часто консоль декорируют парой волют – большой с закруткой кверху и меньшей по размеру с закруткой в обратную сторону. Также консолями называют подставки с орнаментом, которые крепят к стене в интерьерах, и которые служат для помещения на них различных элементов декора вроде ваз, статуй и т.д. Также консоль в интерьере является узким столом, который подпирается прямыми или изогнутыми ножками. Такие столы обычно помещали перед зеркалом или окном.
От Л до Н
Лепнина – всем хорошо знакомые рельефные и фигурные украшения, которые также часто используют для украшения фасадов зданий и интерьеров квартир. Материалами для них обычно служат гипс, бетон, штукатурка или набравший в последнее время невероятную популярность полиуретан.
Модульон или модильон – является частью ордерной архитектуры и представляет собой кронштейн, поддерживающий вынесенную плиту. Правда, в некоторых случаях он выполняет чисто декоративную функцию. С нижней стороны он украшается акантовым листом.
Наличник – обрамляет дверь или окно и выполнен в виде фигурных планок, которые прикладываются к стене. Резной наличник обычно выполнен из дерева и богато украшен резьбой. Помимо декоративности у наличника есть и функциональное назначение – закрывать щель между дверной или оконной коробкой и стеной.
Ниша – один из самых известных широкому кругу людей архитектурных элементов, представляющих собой углубление в стене различных форм. В ниши часто помещают вазы, статуи и прочие декоративные элементы. Также в ниши встраивают шкафы. Полукруглая ниша называется экседрой.
Как много П
Панно – обычно это живописное произведение, призванное заполнить пустующую часть стены для придания ей большей декоративности и выразительности. Панно может быть настенным или помещаться на потолке, в таком случае оно называется плафоном. Может быть выполнено в виде барельефа, лепной или резной, а также керамической композиции.
Парапет – проще всего описать как невысокое сплошное ограждение, стенка, которая ограждает покрытие здания, балкон или террасу, набережную или мост. На него часто ставят вазы и статуи.
Пилон – похожие на башню сооружения, устанавливаемые по обеим сторонам от входа. Впервые стали известны в эпоху Среднего царства в Египте, где имели форму усеченной пирамиды. Обычно имели большое сечение и несли на себе плоские или сводчатые перекрытия. Позднее, использовались для поддержки несущих тросов в висячих мостах. Архитектура классицизма использовала эти элементы в уменьшенном виде при въездах на территорию дворцов и парков.
Портал – архитектурный вход в здание, выполненный либо с плоскими либо с арочными перемычками. В архитектуре Древнего Востока был известен еще один вид – пештаки. Позднее в романской и готической, а также древнерусской архитектуре применялись перспективные порталы в виде уступов с колонками в углах, соединенными архивольтами.
Портик – это ряд колонн, которые объединены аттиком и фронтоном. Иногда в роли объединителя выступает только аттик. Получил свое распространение со времен архитектуры Греции и Рима, а затем часто использовался в классицизме.
Пилястра или пилястр – является вертикальным выступом с прямоугольным сечением, размещаемым на стене или столбе. Имеет те же пропорции и части, что и колона, только без энтазиса (утолщения в средней части). Является чисто декоративным элементом и может конструктивно усилить стену.
От Р до С
Рокайль – неразрывно связан со стилем рококо и представляет собой орнаментальный мотив на основе стилизации раковины.
Ротонда – так обычно называют круглую постройку вроде павильона, зала, храма или мавзолея, которая обычно венчается куполом.
Руст, рустик или рустовка – кладка из рельефных камней или облицовка стен такими камнями с выпуклой поверхностью, которая и называется рустом. Такой прием служит для оживления фасада здания и придания ему массивности. Часто рустику имитируют штукатуркой при помощи разбивки стены на полосы и прямоугольники.
Сандрик – чаще используется снаружи зданий, чем в интерьерах и выполняет декоративную роль. Он выполнен в виде небольшого карниза, который размещается над окном или дверным проемом, может иногда опираться на консоли и венчаться фронтоном.
От Т до Ф
Тимпан – это внутреннее пространство фронтона, в его углублении, которое может быть треугольным, полуциркульным или стрельчатым. Помещается оно над окном или дверью. В него часто помещают скульптуру, гербы и живописные изображения.
Фасад – одно из самых главных понятий в архитектуре – наружная сторона любого здания. Ее название зависит от того, какой конфигурации будет постройка. Различают главный, уличный, боковой, парковый, дворовый и другие виды фасадов. Их пропорции и членения зависят от назначения здания и его стилистики, а также конструкции.
Фриз – в ордерах архитектуры это средняя часть антаблемента, которая располагается между архитравом и карнизом. Также это сплошная полоса скульптурных, декоративных, живописных и других изображений, которая обрамляет верхнюю часть стены или поверхность пола в помещении, а также может служить полем ковра.
Фронтон – обычно является завершающей частью фасада, колоннады или портика. Обычно треугольной формы, иногда бывает лучковым. Ограничен боковыми скатами и карнизом в основании. Часто в уменьшенном виде фронтон используется в качестве украшений дверей и окон.
В конце алфавита
Цоколь – является выступающей нижней частью стены здания или колонны, располагающейся на фундаменте. Ее обрабатывают рустовкой или профилями, производят декоративную обработку.
Энтазис – утолщение ствола колонны в его средней части для создания эффекта напряженности. Обычно служит для устранения иллюзии вогнутости ствола.
Люблю природу и красоту окружающего мира, освещаю это в своих статьях и пытаюсь поспособствовать претворению прекрасного в жизнь. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!prorab.guru