Что такое асфальт? Из чего делают асфальт? Применение.
Асфальт — это тяжелое, темно-коричневое или черное минеральное вещество, одно из нескольких смесей углеводородов, называемых битумами. Асфальт — это сильный, универсальный и химически стойкий связующий материал, который адаптируется к различным видам его применениям. Асфальт связывает щебень и гравий (обычно называемый агрегатом) в прочное поверхностное покрытия дорог. Асфальт, также известный как минеральная смола, получен из природных источников, таких как нативный асфальт или брея, или как побочный продукт нефтяной промышленности (нефтяной асфальт).
Исторический факты об асфальте
Асфальт является одним из старейших в мире инженерных материалов, который использовался с самого начала цивилизации. О том, что такое асфальт знали и шумерские народы. Так у шумеров была процветающая судостроительная промышленность, которая производила и использовала асфальт для уплотнения и гидроизоляции. Еще в 2600 г. до н.э. египтяне использовали асфальт в качестве гидроизоляционного материала, а также для обертываний мумий в качестве консерванта. Древние цивилизации широко использовали асфальт в качестве раствора для строительных и тротуарных блоков, используемых в храмах, ирригационных системах, водохранилищах и автомагистралях. Асфальты, используемые ранними цивилизациями, имели природное происхождение и были найдены в геологических пластах как мягкие, пригодные к действию растворы, так и твердые, хрупкие черные жилы горных пород (также называемые асфальтовым углем). Природный асфальт образовывался, когда сырые нефтяные масла пробивались сквозь трещины на земную поверхность. Действие солнца и ветра высушивало легкие масла и газы, оставляя черный осадок. Естественные асфальты широко использовались до начала 1900-х годов. С открытием возможностей для перерабатывания асфальта из сырой нефти и растущая популярность автомобиля послужили значительному расширению асфальтовой промышленности. Современный нефтяной асфальт обладает такими же прочными качествами, как и природный асфальт, с дополнительным преимуществом — до однородного состояния, свободного от органических и минеральных примесей.
Из чего делают асфальт? Из чего состоит?
Сырьем, используемым в современном производстве асфальта – нефть. Нефтяные скважины поставляют сырую нефть на нефтеперерабатывающие заводы, где она разделяется на ее различные компоненты или фракции через дистилляцию этого ископаемого.
Процесс производства асфальта
1. После разделения на фракции, нефть дополнительно очищают до других продуктов, которые включают асфальт, парафин, бензин, смазочное масло, керосин и дизельное масло. Поскольку асфальт является базовым или тяжелым компонентом сырой нефти, он не испаряется и не кипит во время процесса дистилляции. Асфальт по существу является тяжелым остатком процесса переработки нефти.
2. Далее асфальт можно смешать или «обрезать» летучим веществом, что приведет к мягкому и работоспособному продукту с более низкой температуре, чем чистый асфальтовый цемент. Когда асфальт для обрезки используется для мощения или строительства, летучий элемент испаряется при воздействии воздуха или тепла, оставляя твердый асфальтовый цемент. Нагретый асфальтовый цемент смешивают с остаточным асфальтовым маслом из более раннего процесса дистилляции для медленного отверждения асфальта, с керосином для среднего отверждения и с бензином или лигроином для быстротвердеющего асфальта.
Укладка асфальта
3. Асфальтовый цемент также может быть эмульгирован для получения жидкости, которую можно легко прокачивать по трубам, смешивать с заполнителем или распылять через сопла. Для эмульгирования асфальтовый цемент измельчается в глобулах от 5 до 10 микрон и меньше (один микрон равен одной миллионной доли метра). Затем смешивается с водой. Добавляется эмульгатор, который уменьшает склонность асфальта и воды к разложению. Эмульгирующим агентом может быть коллоидная глина, растворимые или нерастворимые силикаты, мыло или сульфированные растительные масла.
Эмульгирование асфальта
4. Асфальт также может быть измельчен для получения порошкообразного асфальта. Асфальт измельчается и пропускается через серию сит для обеспечения равномерного размера гранул. Приведенный в действие асфальт можно смешивать с дорожным маслом и заполнителем для строительства тротуаров. Тепло и давление на дороге медленно смешивают порошок с заполнителем и связующим маслом, а вещество асфальтового цемента затвердевает до консистенции, аналогичной обычному асфальтовому цементу.
Виды помола асфальта
Расход асфальта
Очень часто руководители дорожного строительства, чья задача заключается в укладке битумно-бетонной смеси, хотят знать, какой точный расход асфальта на 1 м2?
Прежде всего, нужно учитывать тип битумно-бетонной смеси.
Наибольшее количество — около 25,5 кг на 1 см толщины — хараткерен для каменной мастики асфальтовой смеси (SMAM). Это можно объяснить кривой гранулометрического состава SMAM (высокой степенью заполнения каркаса зернами разного размера).
Количество на 1 м2 цветного асфальта составляет 25 кг (толщина 1 см).
Количество смеси крупнозернистого заполнителя меньше — около 24 кг на 1 м2 (при условии толщины 1 см), поскольку их гранулированная кривая прерывистая, то есть пространство между крупными зернами заполняется песком, но не с мелкой фракционной пылью для скрининга камня, как это имеет место в случае SMAM ,
Для песчаной битумно-бетонной смеси количество составляет 23,5 кг на 1 м2, так как плотность песка ниже, чем плотность щебня.
Особенности покрытие дорог асфальтом
Вышеуказанные данные не являются точными, они могут изменяться вверх или вниз в соответствии с типом щебня или песка, который используется, так как плотность минеральных материалов и их физико-химические свойства различаются в зависимости от места их извлечения.
Таким образом, если план состоит в том, чтобы покрыть участок дороги общей площадью 1000 м2, толщиной 5 см с битумно-бетонной смесью типа SMA, расчет должен быть выполнен по простой формуле:
25 кг * 5 см = 125 кг = 0,125 т — количество битум-бетонной смеси, необходимое для покрытия 1 м2 поверхности.
Расход асфальта
В нашем случае площадь поверхности составляет 1000 м2, поэтому, умножая эту площадь на 0,125 т, мы получаем 125 т куб.
Итог — 1 тонны битумно-бетонной смеси достаточно, чтобы покрыть 8 квадратных метров поверхности. Эти цифры сугубо индивидуальны, но для ориентира их можно использовать для примерных подсчетов.
o-remonte.info
Асфальтобетонное покрытие — что это такое и из чего делается
Асфальтом называют многокомпонентную смесь, которую изготавливают из песка и камня. Чтобы вещество получило вяжущие свойства, в состав включают битумные компоненты. Еще одно название такого состава — асфальтобетон. Асфальтобетонное покрытие имеет массу ценных свойств, поэтому нашло широкое применение. Используя его, прокладывают дороги, взлетные полосы, тротуары, обустраивают ландшафтные объекты и многое другое.
Рисунок 1. Асфальтирование бетонаОпределение асфальтобетонное покрытие
Сейчас для изготовления асфальтового покрытия используют специальную смесь, как правило, с неизменным составом. Меняются только пропорции компонентов, что зависит от предполагаемых нагрузок и функций полотна. Полученный раствор применим для обустройства садовых дорожек, автомагистралей, площадей, улиц и прочих объектов.
Производство асфальтового покрытия регламентируется ГОСТом. Методы изготовления, состав, технология настила – все это не менялось уже много лет.
Из чего состоят асфальтобетонные покрытия:
- вяжущим веществом выступает битум. Как правило, используется синтетическая разновидность, добываемая из отходов нефтепромышленности;
- наполнитель – карьерный песок с минеральными добавками. В эту группу входят такие сыпучие материалы как щебень, гравий, измельченная скальная порода;
- присадки, созданные синтетическим способом. Их задача – улучшить определенные характеристики состава, например, вязкость, морозостойкость и прочие.
В России более чем 60% дорог сделаны с применением асфальтобетонного покрытия. Как видно, это один из наиболее востребованных материалов, используемых для обустройства дорог, что объясняется его преимуществами:
- длительный срок эксплуатации;
- стойкость к нагрузкам, воде и перепадам температуры;
- покрытие легко чистится или демонтируется;
- при необходимости, возможно повторное использование материала;
- снижает вибрации в ходе движения автотранспорта.
Асфальтное покрытие не только «гасит» вибрации и снижает шум от колес, но и обеспечивает плавное и спокойное передвижение автотранспорта. Для укладки полотна существуют определенные требования. Угол наклона дороги не должен превышать 60 градусов. Если уклон больше 40 градусов, дорога делается шероховатой, что обеспечивает лучшее сцепление с шинами. Пределы поперечного уклона асфальта – 15 – 20%.
Рисунок 2. Свежее асфальтобетонное покрытиеКакие бывают составы
Рынок стройматериалов, из которых делают покрытия, постоянно расширяется. Дело в том, что внутренние компоненты дозируются по-разному. Меняются и типы используемых присадок. Все это позволяет классифицировать асфальтовое покрытие на разные виды:
- с песчаными смесями в основе. Ими оформляют тротуары, садовые дорожки, внутренние дворы загородных домов;
- растворы с мелким помолом. Применяются для укладки городских улиц с интенсивным движением транспорта. Также эти растворы применимы при ямочном ремонте;
- крупнофракционное асфальтное покрытие. Из него делают подстилающий пласт, применяемый при многослойной обработке;
- с битумом и полимерами в составе. Применяется для создания крупных дорожных развязок или дорог на мосту. Битумно-полимерные полотна крепче и долговечнее;
- с бетоном «приправленным» щебнем и мастикой. Наиболее прочное, используемое для создания асфальтных покрытий скоростных трасс;
- бетон с битумно-резиновыми включениями. Этот состав подходит для обустройства спортивных площадок. Характерная особенность – амортизирующее покрытие, что повышает его безопасность.
В состав могут добавляться целлюлозные стабилизаторы, роль которых сводится к повышению прочности и лучшему «связыванию» компонентов. Название такого материала – щебоночно-мастичный асфальтобетон. Изготавливается он из плотных горных пород, образующих прочный каркас. ЩМА имеет высокую стойкость к деформациям, поэтому применяется для обустройства дорог с повышенной нагрузкой.
Нередко применяется органическое вяжущее. Из него делают так называемый цветной асфальтобетон. Чтобы изменить цвет – в состав добавляют пигменты. Асфальтовыми покрытиями этого вида оформляются дорожки для пешеходов и велосипедистов, детские и спортивные площадки.
Рисунок 3. Цветное асфальтобетонное покрытиеПравила укладки асфальтобетонное покрытие
Даже если использовать качественное асфальтобетонное покрытие, но при укладке не соблюдать технологию, полотно быстро выйдет из строя. Процедура состоит из трех этапов: подготовки, обустройства подушки и непосредственно укладки.
Подготовка
Под дорогой обязательно обустраивают дренаж, который не даст задерживаться грунтовой воде. «Удаленный» грунт вывозят за пределы объекта, чтобы тот не стал причиной засорения дренажной системы.
Рисунок 4. Укладка асфальтобетонного покрытияУстройство подушки
Задача подушки – принять на себя нагрузки от движения автотранспорта. Толщина каждого асфальтового покрытия определяется в ходе расчетов. Первый слой – крупнофракционный, с размерами частичек до 60 мм. Далее «средний» слой – 20 – 40 мм. Сверху высыпают песок. В обязательном порядке каждый слой утрамбовывают.Если речь идет о создании частных покрытий, то вместо присыпки в виде щебня и гравия пользуются различным строительным мусором. Края асфальтобетонного покрытия перекрываются бордюрами.
Рисунок 5. Подушка от вибрации под асфальтобетонное покрытиеУкладка
Монтируют полотна в сухую погоду, когда температура выше +5 градусов Цельсия. Как было сказано выше, асфальтобетонные смеси бывают нескольких видов, и к каждому применимы свои технологии укладки:
- холодная смесь. Укладка осуществляется поверх подготовленного основания, куда дополнительно заливают битум толщиной до 5 см. Трамбуют вручную или при помощи виброплиты. Верхний слой засыпается песком или цементом, что снижает липкость нового полотна;
- горячая смесь. Подготовленные компоненты тщательно замешивают, после чего выкладывают на основание. Масса укатывается или трамбуется. Пользоваться дорогой разрешается спустя 6 часов после укладки;
- литой асфальт. Температура его укладки – до 235 градусов Цельсия. Смесь греется и перемешивается в специальном оборудовании – кохере, откуда подается к бункеру асфальтоукладчика. Последний ее равномерно распределяет по асфальтному покрытию. Трамбовать или укатывать эту разновидность асфальта не нужно. После остывания материал твердеет.
Правила укладки установлены следующими стандартами: ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.
Рисунок 6. Оборудование для укладывания асфальтобетонного покрытияИзготовление асфальта в домашних условиях
Укладка асфальта – задача, относящаяся не только к капитальному, но и индивидуальному строительству. Каждый домовладелец при желании может самостоятельно подготовить смесь, чтобы сделать на собственном участке тротуар, дорожку или подъездной путь. Как правило, таким асфальтобетонным покрытиям не нужно выдерживать высокие нагрузки, поэтому и требования к изготовлению проще. Готовый асфальт обладает достаточными характеристиками, поэтому без проблем прослужит больше года. Рассмотрим способы самостоятельного приготовления асфальтобетона.
Классический метод
Стандартный рецепт требует следующих «ингредиентов»:
- карьерный или речной песок;
- щебень размером в 30 – 40 мм;
- битум (подойдет битумная смола).
Емкостью будет служить ведро или металлическая бочка. Готовят на открытом огне, например, костре.
Берется щебень и песок (соотношение 2:1), заливаются водой и «варятся» на костре с периодическим перемешиванием. На этом этапе готовят битумную основу: в ведре плавят битум (он должен закипеть), после чего добавляют туда пластификатор. Если последнего в наличии нет, можно воспользоваться обычным моющим средством или шампунем.
Когда вода в бочке с щебнем начнет кипеть, туда добавляют разогретую смолу. Вода, добавленная изначально, нужна для того, чтобы песок и щебень не перегревались выше температуры +100 градусов Цельсия. Перемешивать смесь следует до полного выкипания воды. Используют готовый асфальт горячим.
Рисунок 7. Материалы для асфальтобетонного покрытияПрименение старого асфальтобетонное покрытие
Новую смесь можно сделать и из старого асфальта. Технология изготовления практически аналогична той, что применяется для нового состава, только с некоторыми различиями. Если речь идет о крупных масштабах, то задействуется технология термопрофилирования. Это когда старое асфальтное покрытие демонтируется, измельчается, разрыхляется и переплавляется.
Процесс изготовления сводится к нескольким этапам:
- При помощи кувалды или ударного механизма «снимают» старое полотно. Как правило, подушку не разбирают, в ход идет только слой битума.
- Старое покрытие нужно переработать. Сперва его дробят на мелкие фракции, размером не более 40 мм. Далее заливают воду и расплавляют. Битум добавляется повторно, но в уменьшенных количествах – 10 кг на 100 кг старого асфальта.
- Следующие этапы аналогичны изготовлению нового асфальтобетонного покрытия.
Метод работы с холодным асфальтом
Этот метод актуален, если требуется обработка большой площади. В случае с ямочным ремонтом он не подходит. Популярным способ изготовления стал не так давно, не больше 10 лет назад. Принцип схож с холодной сваркой. Основной компонент – тот же битум, работать с которым можно даже при минусовой температуре.
Такое полотно не предполагает больших нагрузок, поэтому используется для облагораживания придомовой территории. Преимущество метода в том, что он применим в тех ситуациях, где нет возможности работать с горячими составами.
Рисунок 8. Демонтаж асфальтобетонного покрытияОт чего зависит толщина асфальта
В зависимости от того, насколько жесткий материал выступает основанием полотна, меняется толщина готового асфальта. Этот параметр также зависит от предполагаемых нагрузок.
Один слой
Однослойное асфальтовое покрытие применяется для обустройства пешеходных дорожек и небольших стоянок около магазинов. Также одного слоя достаточно, если в основании полотна находится бетон. Один слой выдерживает нагрузки максимум легкового автомобиля, что учитывается при укладке.
Два слоя
Двухслойный вариант применим, когда в основе – щебень или бой кирпича. По такому покрытию также разрешается движение только легкого транспорта. Его укладывают на стоянках поблизости с крупными зданиями. Если основанием служит бетон, то предполагаемые нагрузки увеличиваются – по дороге допускается движение как легковых машин, так и автобусов или грузовиков.
Три слоя
Трехслойное асфальтобетонное покрытие считается нормой для прокладки междугородних трасс. Благодаря прочности и толщине выдерживает легковой и грузовой транспорт. Однако, тяжелый грузовик проехать не сможет. Важно соблюдение технологии укладки: основанием выступает щебень или бой кирпича, уложенные слоем толщиной от 30 см.
Четыре слоя и больше
В качестве основания задействуют бетон или щебень (4 и 5 фракции). Асфальтное четырехслойное покрытие выдерживает нагрузки как от легковых, так и грузовых машин. Укладывается в основном на трассах.
Заключение
Обустройство асфальтобетонного покрытия включает в себя целый комплекс задач. Изначально важно правильно соблюсти проектные расчеты. Качество смеси – второй по значимости пункт, ведь именно от этого зависит функциональность дороги. При этом, существует несколько методов укладки, с применением компонентов в разных пропорциях.
expertfasada.ru
как самому сделать состав и уложить его?
Благоустройство приусадебного участка подразумевает не только разбивку сада и цветников. Для удобства перемещения по территории, прилегающей к дому, необходимы дорожки.
Такие конструкции нередко создают из асфальта – материала, который вот уже много десятков лет служит надежным дорожным покрытием. Его преимуществами являются дешевизна, простота производства, долговечность и надежность.
Что такое асфальт и как его изготавливают в промышленных масштабах?
Слово «асфалтос», пришедшее к нам из древнегреческого языка, означает «горная смола». Это название помогает понять, из чего состоит современный асфальт. Он бывает природным и искусственным. Первый представляет собой смесь нефтепродуктов и горных пород.
Люди подсмотрели, как природа, пропуская нефть через грунт, создает вещество, способное становиться жидким и мягким при нагревании, твердым и прочным – остывая. Они стали покрывать этим материалом дороги, и человечество изобрело его синтетический аналог.
Искусственный материал сегодня активно применяют для строительства дорог во всем мире. Он состоит из следующих компонентов:
- Песок. Играет роль наполнителя. Используется и для увеличения прочности дороги.
- Щебень. Это армирующее вещество, благодаря которому готовые застывшие пласты не трескаются.
- Битумная смола. Является своего рода клеем, связывающим все составляющие покрытия.
На заводах по производству асфальта сначала смешиваются базовые компоненты, предварительно доведенные до кипения. Отдельно готовятся минеральные материалы, которые очищаются и просушиваются. Битум смешивают с этими компонентами при температуре около 140 градусов. На место укладки смесь доставляется в горячем виде.
Как и из чего можно сделать асфальт самому?
По похожей технологии можно изготовить материал для садовых дорожек своими руками. В домашних условиях не получится создать асфальт, способный стать покрытием для автомобильных дорог с большой нагрузкой. Однако укрепить садовые дорожки или подъезд к участку такой материал вполне сможет. Для него необходимо найти следующие ингредиенты:
- песок;
- щебень или гравий;
- битумную смолу в твердом виде.
Помимо этого, для производства домашнего асфальта понадобятся инструменты. Надо запастись широкой емкостью для смешивания компонентов, бочкой из металла, ведром, сеткой для просеивания песка, совковой лопатой.
Компоненты и изготовление горячего асфальта
Описанные выше ингредиенты подходят для горячего асфальта. В смесь рекомендуется добавлять полимерные материалы.
Для создания асфальта на даче понадобится соответствующее оборудование: очаг с огнем, емкость для смешивания компонентов, инструменты для перемешивания асфальта. В качестве асфальтомешалки подойдет металлическая бочка из-под машинного масла или дизельного топлива. Процесс варки асфальта можно посмотреть на видео ниже. Он состоит из следующих этапов:
Самодельная бетономешалка- Изготовление «асфальтомешалки». Для этого закрывают крышку бочки и просверливают в ее дне отверстие. В него вставляют металлический штырь и обваривают отверстия, чтобы емкость не протекала.
- Загрузка компонентов. В приготовленное устройство засыпают песок и щебень в соотношении 1:2. Бочку прогревают.
- Подготовка битума и полимерных добавок. Битум разогревают в металлическом ведре. Чтобы он был эластичным, в него добавляют банку шампуня. Варят смесь, помешивая.
- Смешивание всех компонентов. В бочку с песком заливают смолу. Чтобы содержимое емкости проще размешивалось, в смесь добавляют ведро кипящей воды. Она в процессе варки испарится, а до этого не позволит битуму остыть раньше времени.
- Заливка смеси в ямки. Разлив горячий асфальт в подготовленные выемки, сразу его утрамбовывают. Инструмент для трамбовки заранее смачивают водой, чтобы битум не приставал к нему.
Что собой представляет холодный асфальт и как его сделать?
Холодным аналогом домашней смеси для покрытия садовых дорожек является материал, который появился в нашей стране совсем недавно. Его главное достоинство – возможность укладки асфальта даже зимой: он пригоден для работы при 20-градусном морозе.
Состав содержит особый битум с высокой степенью вязкости. Помимо этого, в состав смеси входят качественные пластификаторы и модификаторы, работающие по принципу «холодной сварки». Такой материал позволяет создавать дорожки на даче или возле дома с длительным сроком службы.
Изготовить холодную смесь для дорожек своими руками невозможно. Этот процесс требует использования высоких технологий. Однако у каждого дачника есть возможность купить готовую смесь для холодного асфальтирования.
Новый асфальт из старого
Пласты старого асфальтаНовый асфальт при правильном подходе можно сварить из старого. Такой материал дорожные работники выбрасывают рядом с ремонтируемыми участками. Платить за него не нужно, поэтому изготовление нового асфальта из бывшего в употреблении является одним из самых экономичных вариантов.
Для создания горячей смеси понадобится 100 кг старого покрытия, 10 кг битума, столько же смолы. Процесс состоит из следующих этапов:
- Измельчение асфальта. Частички смеси не должны быть крупнее 40 мм. Измельченный материал засыпается в самодельную горячую «асфальтомешалку». Туда же добавляется 70 литров кипящей воды, песок.
- Варка нового материала. Содержимое бочки нагревается до кипения и варится несколько часов.
- Изготовление связующего компонента. В металлическом ведре кипятится смола и битум, взятые по 10 кг. Горячую смесь заливают в «асфальтомешалку» и перемешивают. Готовый асфальт можно сразу класть на подготовленном участке.
Технология укладки асфальта
Пирог асфальтового покрытияПросто размазать горячую смолянистую смесь по земле не получится. Участок для асфальтирования следует заранее подготовить. Необходимо тщательно продумать, где будут располагаться дорожки. При этом следует учитывать, что их нежелательно планировать рядом с огородом или клумбой: асфальтное покрытие испаряет вещества, вредные для здоровья. Культуры будут накапливать эти испарения.
Асфальт кладется на ровную утрамбованную поверхность. Без правильного основания соорудить дорожку не получится.
Проектирование участка, который будет покрыт асфальтом
Учитывая запахи, которые излучает асфальт, рекомендую делать асфальтное покрытие на подъезде к дому для автомобиля. Аналогичные дорожки можно проложить между зданиями участка: от особняка к летней кухне, бытовке, гаражу, бане, туалету и т. д.
До начала земляных работ делается разметка, определяется толщина щебня, который послужит основанием дорожки. Для пешеходных тропок подойдет слой асфальта в 7 см. Дорогу для автомобиля нужно делать более солидной, толщиной не менее 15 см. Щебеночное основание для такой дороги должно иметь высоту около 40 см.
Земляные работы: съем грунта, выравнивание и утрамбовка
Перед началом работы рекомендуется убрать с территории всю растительность, удалить корни деревьев. Верхний слой земли снимается лопатой. Если необходимо заасфальтировать большую территорию, придется для земляных работ воспользоваться специальной техникой. Снятый грунт следует вывезти.
Затем нужно выровнять поверхность ямы и хорошенько утрамбовать. Для этого предпочтительно использовать специальный инструмент – виброплиту. Хорошая техника при создании асфальтного покрытия является залогом его долговечности.
Подготовка основания для укладки покрытия
В качестве подушки для домашнего асфальта рекомендуется использовать камни и щебень. Нижний слой изготавливают из крупных камней и хорошенько утрамбовывают его. Затем засыпают еще щебень, который также следует вмять в землю. Вместо щебня может использоваться битый кирпич. Поверх этого основания насыпается гравий, его поверхность выравнивается и утрамбовывается.
Утрамбованный слой тщательно поливают, чтобы он держал форму. После подготовки основания нужно положить бордюры. Вместо них вполне допустимо выложить по бокам дорожки декоративные камни. Это поможет покрытию дольше сохранить форму.
Укладка асфальта
Приготовленный по технологии, описанной выше, асфальт в горячем виде равномерно распределяют по основанию, используя совковую лопату. С помощью виброноги, смоченной водой, трамбуют. Потом раскатывают ручным катком. Этот способ укладки подходит для небольших садовых дорожек. Широкий автомобильный подъезд к участку без помощи специальной техники заасфальтировать сложно.
Как положить новый асфальт на старое покрытие?
Обновить старое покрытие легче, чем сделать новое. Если на месте предполагаемых дорожек уже есть асфальт, который пришел в негодность, уложить материал можно на него. Счищать для этого старый слой полностью не нужно. Достаточно очистить его от грязи и пыли. Перед укладкой нового покрытия асфальт нужно хорошенько просушить.
По краям всей территории наносится сплошной слой свежего битума. Потом укладывается асфальт по технологии, описанной выше.
Ремонт асфальтной дороги своими руками можно сделать с помощью резиновой смеси. Ее можно купить в строительном магазине, некоторые предпочитают готовить резиновую крошку самостоятельно. Преимуществами резинового материала являются простота монтажа и широкий выбор цветовой гаммы.
Как отремонтировать старое асфальтовое покрытие?
Если на дорожке образовались выбоины и трещины, ее можно отремонтировать. Есть несколько способов обновления асфальта:
- Ремонт гудроном. Проблемный участок очищается от грязи, засыпается 3-сантиметровым слоем песка. Сверху заливается гудрон. Маленькие трещины можно заделывать без песка. Отремонтированную поверхность выравнивают шпателем.
- Укладка рулонов с асфальтобетонным покрытием. Их раскладывают на проблемный участок, снимают защитную пленку и прижимают к асфальту.
- Ремонт битумом. Процесс восстановления покрытия с помощью этого материала аналогичен обновлению асфальта гудроном.
В заключение отмечу, что изготовление асфальта своими руками — безусловно, «грязная работа». При этом получается надежное и недорогое покрытие, недаром все автомобильные дороги делают из него. Следующий далее видеоролик поможет восприятию изложенного материала.
Поделитесь с друьями!
samodelino.ru
состав, виды, производство и укладка покрытия.
Смеси минеральных компонентов с битумом применяются в строительстве дорог и прочих сооружений, требующих прочных ровных покрытий. Производство асфальта разного состава сегодня развито во всем мире. Но существуют и природные аналоги выпускаемых на промышленных предприятиях материалов. Натуральный асфальт добывается в Канаде, Израиле, на Тринидаде. Небольшие месторождения обнаружены в Соединенных Штатах, в Иране и на Кубе.
Содержание битума в природном асфальтобетоне достигает 70 %. Оставшаяся доля приходится на органические и минеральные добавки. Материалы, добываемые в Мертвом море, озере Пич-Лейк и на других месторождениях, обладают сходными свойствами, которые обусловлены наличием битума. Это основа натуральных и искусственных смесей, обеспечивающая при укладке образование прочной монолитной поверхности из отдельных компонентов.
В природе асфальтобетон формируется естественным путем. Состав и эксплуатационные качества натурального материала зависят исключительно от характера месторождения. При промышленном изготовлении можно добиться сочетания определенных свойств, корректируя состав асфальта в соответствии с потребностями. Производство постоянно развивается. Для усовершенствования материала в смеси добавляют новые компоненты.
Назначение и применение асфальтобетона
Современная промышленность целиком обеспечивает нужды дорожного строительства. Сегодня выпускаются стандартизированные марки асфальтобетона, отличающиеся составом и характеристиками. При соблюдении технологии укладки с помощью искусственных материалов формируются прочные и долговечные покрытия. Марка должна подбираться специально для асфальтирования объектов с определенной эксплуатационной нагрузкой:
- взлетных полос аэродромов;
- скоростных многополосных шоссе;
- мостовых сооружений и многоуровневых паркингов;
- автомобильных, мотоциклетных и велосипедных треков;
- городской проезжей части – улиц и дворов;
- беговых дорожек на стадионах;
- пешеходных переходов, тротуаров, скверов, детских площадок
Еще одна область применения асфальтобетонных смесей – изготовление стройматериалов. Битум входит в состав лаков, клеев, мастик. В производстве эффективных средств для электроизоляции и гидрозащиты также используется аналогичная технология. Битумная черепица – мягкое покрытие для крыши, пользующееся на современном рынке повышенным спросом. В процессе изготовления гибкой кровли стеклохолст пропитывается асфальтовой смесью.
Компоненты асфальтобетонных смесей
При изготовлении асфальтобетона промышленным способом битум остается главным вяжущим компонентом. Но теперь это искусственный материал. Роль природного битума в смесях исполняют продукты нефтепереработки разной степени вязкости, составляющие по массе 2,5-9%. Минеральный порошок готовят из молотых известняков, доломитов и прочих пород, образованных карбонатами. Его содержание в асфальте допустимо в пределах 6-12%.
Стандартные в составе компоненты – песок, щебень, гравий. Пропорции зависят от марки асфальтобетона. В производстве востребован преимущественно песок природного происхождения, который добывается в карьерах и руслах рек. Иногда вместо него в асфальт добавляются продукты дробления горных пород или кристаллических шлаков. Наполнитель из минеральных частиц используется только при изготовлении песчаных смесей.
В некоторые виды асфальтобетона для придания особых качеств добавляются дополнительные вещества. С помощью химических присадок удается добиться повышения морозоустойчивости, твердости, шероховатости или шумопоглощения. В качестве дополнительных компонентов нередко используются зола и сера. Распространенные добавки в асфальт – латекс, резина и каучук, улучшающие сцепление покрышек машины с поверхностью дороги.
Современное производство асфальта
Асфальтобетон производится из сухих компонентов. Перед началом изготовления песок, щебень и минеральный порошок подвергаются термическому воздействию. Сушка в заводских условиях осуществляется при температуре воздуха порядка 150 оС. В процессе тепловой обработки влага из пористых материалов целиком испаряется. Иногда сушка совмещается с просеиванием. Но некоторые технологии требуют проведения операций в несколько циклов.
Для асфальта каждой марки требуется наполнитель определенной фракции. Просеивание с применением дробилки позволяет не только сортировать материал, но и удалять мусор. Минеральный наполнитель делится на мелкий, средний, крупный и помещается в соответствующие емкости для хранения. На этапе добавления компонентов, щебень нужной фракции и песок поступают на конвейерную ленту, где смешиваются в требуемых пропорциях.
Далее заливается битум. Если технология и процесс производства асфальта подразумевают использование специальных присадок, они тоже добавляются на этом этапе. Исключение составляет каучук, который помещается в горячую смесь. В остальных случаях все компоненты тщательно перемешиваются с повышением температуры до 160 оС. Разогретый асфальтобетон помещается в бункер. Срок хранения готовой смеси не превышает четырех суток.
Особенности транспортировки асфальта
Для транспортировки необходима спецтехника. Перевозка на незначительные расстояния обычно осуществляется самосвалами с кузовом из толстой стали, рассчитанной на прямой контакт с горячими стройматериалами. Доставка разогретого асфальтобетона на дальние расстояния невозможна без спецтехники с изолированными контейнерами, которые способны сохранять первоначальную температуру содержимого на протяжении примерно двух суток.
Классификация по способам укладки асфальтовых покрытий
Асфальтобетон классифицируется по ряду параметров. Одна из характеристик, определяющих конечный результат, – способ укладки. Асфальтовое покрытие может формироваться горячим, теплым или холодным методом. В первом случае температура материала достигает 120 градусов. Теплым способом укладывается маловязкая битумная смесь при 40-80 оС. Холодное асфальтирование допускается осуществлять при температурном режиме до +5 градусов.
Типы асфальтобетона по фракциям
Сортировка материалов по габаритам наполнителя важна не только для классификации, но и для применения по назначению. От размеров и количества пор зависят свойства дорожного полотна. Плотность асфальта определяется фракциями минеральных компонентов. Каждый тип наполнителя предназначен для эксплуатации покрытия в конкретных условиях. По фракционным параметрам, отвечающим за пористость, асфальт делится на три вида:
- Высокопористый. Крупнозернистый материал производится с добавлением щебня диаметром 15-40 мм. Способностью выдерживать серьезные нагрузки обусловлено применение асфальтобетона этого типа для строительства оживленных автомагистралей. Высокопористое покрытие обеспечивает минимальный сдвиг основания. Использование крупнозернистого асфальта особенно эффективно при укладке дорог в местах, склонных к заболачиванию. Наличие пор в водопроницаемом покрытии улучшает дренаж, снижает риск вымывания грунта и проседания полотна
- Пористый. Особенности этого вида асфальта – небольшое содержание битума и среднефракционные минеральные добавки. Состав обеспечивает достаточную пористость поверхности. Асфальтобетон с наполнителем средней фракции используется преимущественно в качестве основания многослойных дорожных покрытий. В дальнейшем на влагопроницаемую нижнюю часть укладывается плотный материал. Верхним слоем обычно служит рассчитанный на среднюю нагрузку асфальт с минеральным наполнителем, достигающим в диаметре не более 5-15 мм.
- Плотный. Смесь выпускается на битумной основе с наполнителем до 5 мм в диаметре. После укладки асфальтобетона формируется гладкое полотно с плотной поверхностью, не предназначенное для интенсивных нагрузок. Покрытие с такими характеристиками оптимально для пешеходных зон. Плотный асфальт применяется для укладки на тротуарах, в подземных переходах, во дворах жилых домов и на улицах с небольшими транспортными потоками. При возрастании нагрузки рациональней заменить материал аналогом со среднефракционным наполнителем.
Марки асфальта
Асфальтобетонные смеси маркируются по нормам ГОСТ 9128-2009. По составу и пропорциям минеральных компонентов выделяют пять групп, которые обозначаются буквами. К типу А относится асфальт с содержанием 50-60 % щебня, Б – 40-50 % щебня или гравия, В – 30-40 % аналогичного наполнителя, Г – до 30 % песка из отсева дробления, Д – до 70 % песка естественного происхождения или смеси природного материала с дробленым.
Классификация асфальтобетонных смесей по составу минеральных компонентов
- Песчаные. Асфальтобетон, который производится без добавления крупных минеральных частиц. Песчаные смеси используются преимущественно для покрытия тротуаров и прочих пешеходных зон.
- Мелкозернистые. Асфальт с наполнителем малой фракции. Мелкозернистые смеси укладываются на автодорогах и городских улицах с достаточно интенсивным движением и высокой нагрузкой.
- Крупнозернистые. Используются при укладке асфальта в два слоя. Смесь с минеральным наполнителем крупной фракции служит нижней частью дорожного покрытия повышенной прочности.
- Полимерно-битумные. В строительстве автомагистралей, мостов, паркингов применяются износостойкие смеси. Полимерно-битумный асфальтобетон рассчитан на продолжительную эксплуатацию.
- Щебеночно-мастичные. Смеси предназначены для укладки на аэродромах и дорогах с большими транспортными потоками. Применяются в качестве устойчивого к повреждениям верхнего слоя асфальта.
- Резино-битумные. Специальный асфальтобетон для строительства спортивных сооружений. Резино-битумные смеси используются для покрытия стадионов, велотреков, беговых дорожек.
Технология правильной укладки асфальта
На результат влияет не только соблюдение технологических стандартов дорожными строителями, но и качество материала. Укладку асфальта после доставки необходимо начать как можно быстрей. Но первоочередная задача – проверка температуры и состава смеси. Если свежий асфальтобетон соответствует ГОСТ и относится к нужной марке, желательно немедленно приступать к работе, строго соблюдая основные требования для правильной укладки:
- вычисление расхода материала с учетом площади и толщины слоя;
- демонтаж старого полотна, удаление пыли и влаги с поверхности;
- установка анкеров для ровной укладки нового асфальтового покрытия;
- грунтование площадки битумом или эмульсией на битумной основе;
- укладка материала вручную или с применением спецтехники;
- уплотнение свежего асфальта катком или статическим оборудованием;
- дополнительное укрепление покрытия верхним слоем цемента.
Привлекать мощную спецтехнику при асфальтировании небольших участков нецелесообразно. Распределение и трамбование материала на площади до 30 м2 рациональней проводить силами дорожных рабочих без применения оборудования. Погодные условия – фактор, который сказывается на качестве асфальтирования. Работы нельзя проводить во время дождя или снегопада. В зимний период укладка асфальтового покрытия вообще исключается.
Температурный режим регламентируется стандартами. Осенью укладывать асфальтобетон можно при температуре не ниже 10 оС, весной – не ниже 5 оС, но существуют исключения. Выпускаются смеси, предназначенные для использования в особых условиях, поэтому до начала работ необходимо изучить инструкцию, касающуюся применения конкретной марки. Строго соблюдая правила, несложно повсеместно строить асфальтированные дороги европейского уровня.
heavyfair.com
Что такое асфальт? Из чего делают? Для чего нужен?
Асфальт — природный или искусственный многокомпонентны
По сути, применение термина «асфальт» к дорожным асфальтобетонным смесям некорректно. Содержание асфальта как смеси битумов в общей массе в несколько раз меньше и зависит от марки материала.
Начало использования асфальта для строительства дорог
Первые упоминания об использовании природного асфальта для прокладки дорог относятся к XVI веку и Южной Америке. Производство искусственных литых асфальтовых смесей появилось в США только в конце XIX века, чуть раньше пришли битумно-минераль
Первый пробный и более масштабный опыт асфальтирования провели в Санкт-Петербурге
Пионером в механизированной укладке опять оказалась Америка. Именно здесь для построения дороги впервые применили гудронатор, из которого лился горячий битум.
Состав природного и искусственного асфальта
Природный асфальт добывается с редких месторождений — озера Пич-Лейк на территории Тринидада, Мертвого моря в Израиле, провинции Альберта в Канаде, Поясе Ориноко в Венесуэле, штатах США, Иране, на Кубе. Состав включает в себя смесь битумов содержанием до 70%, неорганические включения и органические соединения.
Искусственные асфальтобетонные смеси состоят из двух основных компонентов. В роли вяжущего компонента выступают вязкие, маловязкие или жидкие нефтяные, модифицированные битумы и ПБВ (полимерно-битум
Асфальтобетон — монолитное дорожное покрытие, полученное путем укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси.
Технология производства асфальта
Основные шаги производства любой асфальтобетонной смеси — подготовка компонентов, смешивание и отправка на хранение в бункер. Изготовление выполняется на стационарных и мобильных (располагаемых вблизи участка дорожного строительства) заводах.
Общие технологические этапы:
- Подготовка компонентов смеси. Минеральные наполнители дробятся и подвергаются разделению на фракции при помощи грохота, просушиваются, нагреваются, дозируются и подаются в смеситель.
- Приготовление битума. Разогретый битум подается на битумоплавильную установку, выдерживается при постоянном перемешивании, добавлении ПАВ и повышении температуры до выпаривания влаги, отправляется в рабочие котлы и на дозировку смесителя.
- Перемешивание компонентов. Подготовленный щебень/гравий, песок подаются в асфальтосмесител
ь принудительного действия для «сухого» перемешивания с добавлением минерального порошка и последующим добавлением нагретого битума и смешиванием до однородной смеси. - Перегрузка готовой смеси. Горячую асфальтобетонную смесь отправляют в накопительный бункер или загружают в самосвалы для транспортировки к строительной площадке. Холодную смесь охлаждают и перевозят для хранения на склад.
Нагревание щебня и битума при производстве горячих смесей выполняется до температуры 165…1750С и 140…1550С, при изготовлении холодных смесей — до 65…750С и 110…1200С соответственно.
Классификация асфальтобетонных смесей выполняется по остаточной пористости, типу минеральных материалов, их фракции и процентному содержанию, битумному вяжущему и температуре укладки.
Отдельные виды асфальтобетонных смесей
Помимо традиционных и повсеместно применяемых асфальтобетонных смесей существуют более прогрессивные дорожные материалы, которые отличаются от первых составом и условиями укладки.
К ним относятся:
- Щебеночно-мастич
ные смеси ЩМА со стабилизирующими добавками. - Литые асфальтобетонные смеси с увеличенным содержанием битума и минерального порошка.
- Полимерасфальтоб
етонные смеси с добавлением полимеров (эластомеров). - Цветные горячие и холодные смеси с красящими пигментами.
- Стеклоасфальтобе
тонные смеси с включением стеклянного боя. - Резиноасфальтобе
тонные и резиновые дренирующие смеси с резиновой крошкой и полимерными добавками. - Сероасфальтобето
нные смеси с присутствием технической серы.
Каждый вид материала имеет конкретную область применения, обусловленную характеристиками и эксплуатационным
abz-asfalt.ru
Цветной асфальт: состав, создание, использование
В настоящее время среди организаций сферы строительства и дорожного строительства наметилась тенденция к улучшению внешнего вида дорожного полотна, приданию ему колорита и эстетичности. Цветной асфальтобетон приобретает все более широкую популярность, но всё-таки пока он используется в основном для асфальтирования территории крупных компаний и предприятий или на приусадебной территории загородных домов.
Цветной асфальт, (другое его название цветная асфальтобетонная смесь) – это искусственный материал, композитного состава для строительства дорог, состоящий из минерального наполнителя (щебень или гравий, минеральный порошок и песок), вяжущего органического вещества (светлого, тёмного, бесцветного) и окрашивающей составляющей. От обычного, привычного для всех серого дорожного полотна, цветной асфальт отличается лишь разнообразием своих оттенков. При помощи цветной пигметации, асфальт возможно окрасить в абсолютно любой цвет – от белого до сиреневого.
Состав цветного асфальтового дорожного покрытия
Принципиальных отличий в структурных составляющих и технологии приготовления цветного асфальтного покрытия от создания привычного всем обычного серого асфальта нет. Но, тем не менее, в составе цветного дорожного покрытия присутствуют три компонента, которые не применяются при приготовлении обычного асфальта. Это:
- пигмент для окраски;
- органическое вяжущее;
- минеральный наполнитель
Для приготовления цветного асфальтового покрытия возможно применение органических или неорганических пигментов для окраски. Как правило, при приготовлении применяется неорганическая пигментация асфальта, так как она более дешевая и, в то же время, более устойчива к влиянию природных факторов. Органические пигменты отличаются неоправданно завышенной ценой в сочетании с недолговечностью.
При создании цветного асфальта используются такие неорганические пигменты, как оксиды свинца, цинка, хрома или железа. Для изготовления белого асфальта используют однопроцентный диоксид титана, для желтого – свинцовый крон желтого цвета, для оранжевого – оранжевый крон. Все пигменты для окраски выпускаются в виде порошков. Какую пигментацию выбрать зависит от вида вяжущего вещества. Если в составе асфальта присутствует черный или серый дорожный битум, возможно применение только оксидов железа или оксидов хрома, которые дают в результате темно-красный или темно-зеленый цвет дорожного полотна. Если же при приготовлении асфальтовой смеси используется осветленный битум или светлое органическое вяжущее, то выбор расцветки для магистрали будет более широким, от белого до синего.
Для создания яркого асфальтового полотна применяется вяжущее органическое вещество, в то время как для приготовления серого асфальтобетона применяется черный битум. От правильного выбора вяжущего органического вещества зависит яркость, насыщенность цвета готового асфальтного полотна. Поэтому для создания цветного асфальта лучшим вариантом будет применение нефтяного осветленного битума или прозрачного вяжущего oрганического вещества. В последнее время для пригoтовления цветного aсфальта все чаще стало применяться уже готовое бесцветное вяжущее испанского производства «Рекофал». Его возможно окрасить в любой цветовой гамме при помощи добавления красящего пигмента. Такое вяжущее вещество имеет гранулированную форму и темную или светлую окраску, а может быть прозрачным.
Минеральный наполнитель для серого асфальта состоит из таких компонентов, как песок? гравий или щебень и минеральный порошок. Минеральными наполнителями для цветного асфальта могут быть щебень, кирпичный или кварцитовый, крошка мраморная, а также некоторые другие наполнители отличной от серой цветовой гаммы. Выбранный цвет минерального наполнителя должен соответствовать конечному оттенку дорожного покрытия, чтобы при долгой эксплуатации дорожного полотна, когда происходит выцветание верхнего слоя, не пробивался стандартные серый наполнитель. Если же минеральное наполнение дорожного полотна в одной цветовой гамме с окрашивающим пигментом, то даже после эксплуатации дороги на протяжении не одного года, ее цвет останется однородным.
Методики оформления дорожного покрытия в цвет
Существует четыре метода создания цветного асфальтобетона.
- Асфальтирование дороги цветным дорожным полотном.
- Мощение дороги цветовыми элементами: брусчатка, тротуарная плитка, клинкер.
- Покрытие цветным щебнем поверхности готового полотна дороги.
- Покраска серого шоссе термопластиком или холодным пластиком, специализированной краской для дорожной разметки.
Покрытие щебнем и покраска – наиболее дешевые варианты, но они не практичны и не долговечны, так как краска имеет свойство стираться, а щебень при интенсивном потоке транспорта и чрезмерном пешеходном движении изнашивается. Специальная краска для дорожного покрытия держится на асфальтобетоне не дольше трех лет, но под воздействием природных факторов, солнца и дождя, срок эксплуатации такого дорожного полотна сокращается почти вдвое.
Наиболее качественными являются такие покрытия для дорог, как цветная тротуарная плитка и цветное асфальтирование. Первый вариант подходит для мощения небольших территорий – тротуар, пешеходные зоны в парках, площади, скверы. Для магистралей, конечно же, этот вариант не подходит. Поэтому единственной качественной и долговечной альтернативой цветового дорожного полотна для магистралей становится цветной асфальтобетон.
Классифицировать его возможно по следующим параметрам.
Параметры | Отличия |
Градус температуры для укладки | Высокая, средняя, низкая |
Метод уплотнения и укладки | Литой или уплотняемый |
Оттенок минерального наполнителя | Стандартный серый или цветовой |
Вид вяжущего органического вещества | Нефтяной, осветленный или бесцветный битум |
Область применения
В странах запада цветовое покрытие для дорог уже приобрело широкую популярность при дорожном строительстве, так как статистика указывает на снижение аварийных ситуаций на дорогах с цветовым решением. Яркий цвет самой дороги или дорожной разметки, помогает и водителям, и пешеходам, ориентироваться среди интенсивного потока автомобилей.
Применять цветное асфальтобетонное покрытие возможно при разметке «зебр», остановок для общественного транспорта, велосипедных треков. В темных тоннелях широко применяется белый асфальт для создания дополнительного источника света. Также в целях безопасности движения цветное асфальтовое покрытие применяется для разметки территорий аэропортов, вокзалов, грузовых терминалов, портов. Таким образом, цветовое решение для дорожного покрытия выполняет не только эстетическую функцию, но и решает вопросы регулирования автомобильного потока.
В России цветной асфальтобетон дорожное покрытие пока еще относится к декоративным продуктам, поэтому его производство осуществляется в небольших объемах и, как правило, по индивидуальному заказу. Причиной тому является его высокая стоимость и сложность технологии приготовления.
betonov.com
Все об асфальтобетоне: состав, использование, ГОСТы
От дорожного покрытия требуется прочность и надежность, оно должно выдерживать многотонную нагрузку и не деформироваться под воздействием природных явлений. Асфальтобетон обладает именно такими свойствами и поэтому используется при строительстве дорог. Асфальтобетонная смесь различается по составу, каждый вид предназначен для определенных дорожно-строительных работ. «Все об асфальтобетоне: состав, использование, ГОСТы» — так звучит тема данной статьи.
Общие сведения об асфальтобетонной смеси
Во всем мире асфальтобетон является самым оптимальным материалом для создания и ремонта пешеходных и проезжих зон, территорий при аэродромах и взлетных полос. Качество покрытия зависит от многих факторов: соблюдены ли технологии укладки и состава смеси, добавляются ли в нее дополнительные компоненты, повышающие стойкость и пластичность материала. Основу асфальтобетонной смеси составляют измельченный в крошку гравий (или щебень) и песок, связывает эти компоненты битум. Подбор компонентов неслучаен, каждый отвечает за определенные задачи:
- Битум исполняет роль «клея», связывающего твердые и сыпучие компоненты. Получить битум можно при разработке природных асфальтовых залежей или путем химического синтеза нефтепродуктов.
- Щебень и песок заполняют пустоты, усиливая конструкцию и обеспечивая ее долговечность. Если данных компонентов в смеси недостаточно, асфальт не держит форму уже на этапе укладки, а в дальнейшем механическая прочность становится еще меньше.
Внимание! Слишком большое количество щебня и песка также пагубно для состава асфальтобетона. В этом случае покрытие крошится и быстро изнашивается.
- Минеральный порошок получают при размалывании известняка, шлаков и доломитов. Он необходим для придания битуму меньшей текучести. Кроме того, порошок позволяет существенно сократить расход битума.
Нужно отметить, что асфальтобетонные смеси используются не только для создания нового дорожного полотна, литой асфальт подходит для ремонта – он не требует уплотнения и выравнивания и не создает перепадов с уровнем старого покрытия.
Современные технологии изменили асфальтобетон
Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.
Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.
Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.
Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.
Важно! Только неукоснительное соблюдение технологии производства литого асфальтобетона позволит получить прочное покрытие. Любое нарушение состава ведет к изменению свойств.
Декорирование дорожных покрытий, тротуаров, площадок
Асфальтобетон может использоваться не только для стандартных типов покрытий, но и при создании особого дизайна пешеходных зон. С помощью цветного асфальта наносится разметка на проезжей части.
Нестандартный вид покрытия получается путем тиснения или рифления, цвет придают минералы и цветные инертные материалы. Яркость оттенков регулируется осветлением битума или использованием искусственного.
Главным недостатком данной технологии является ее высокая стоимость. Для сокращения расходов цветные гранулы не добавляются в основную смесь на стадии изготовления. Крошку втирают в верхний слой уже положенного, но не застывшего асфальта.
Физико-механические характеристики
ГОСТ 9128-97 фиксирует нормативы физических параметров, соблюдение которых влияет на качество полученной асфальтобетонной смеси:
- Плотность состава варьируется в зависимости от типа песка. Шлаковый дает плотность 2300 кг/м3, а кварцевый — 2100 кг/м3. Как видно, шлаковый песок лучше уплотняет смесь. Данные показатели важны при количественных расчетах материала перед его изготовлением.
- Нормы расхода материала при укладке прописаны в СНиПе 3.06.06-88.
ГОСТ 9128-97 регулирует вес смеси, он не должен превышать 2000-2200 кг/м3.
Важно! Возможны погрешности ввиду геодезических особенностей участка и используемой марки асфальта.
Расход дорожной смеси
При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.
Основная формула для горячего материала выглядит так: 1м2 участка требует 25 кг асфальтобетона для укатки слоя толщиной 1 см.
Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.
Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.
Прочный асфальтобетон с низкой себестоимостью
Продлить срок службы часто используемого дорожного покрытия (например, трасса между городами) можно путем долевого изменения состава классической асфальтобетонной смеси. Увеличение количества измельченного щебня повышает износостойкость полотна и усиливает сцепление. ГОСТ 31015-2002 определяет пропорциональную составляющую щебня, она может доходить до 80%. Также в состав добавляется мастика, ее доля составляет до 7,5%. Для снижения расхода материала используются целлюлозосодержащие добавки.
Основные составляющие заявлены в названии: «щебеночно-мастичный асфальтобетон», укладка производится в горячем виде. Высокое качество дорожного полотна из ЩМА является причиной приоритетного использования именно этой смеси для укладки международных трасс и взлетных площадок аэропортов.
Что входит в состав асфальтобетона?
Состав смеси предусматривает пропорциональные изменения в зависимости от характеристик строящегося участка и используемого на нем асфальтобетона.
Вяжущее вещество
Для связки сыпучих компонентов применяется смолоподобный продукт – битум. Каждая марка асфальта предусматривает свою величину, но не более 6% битума на всю смесь. Задача битума в обеспечении прочности, пластичности и влагостойкости дорожного покрытия.
Использование битума в разных пропорциях приводит к получению асфальтобетонной смеси с различными характеристиками. Делается это для облегчения работы с материалом в разных климатических зонах, а также для повышения прочности готового дорожного полотна.
Битум может быть вязким или жидким. При нагревании материала вязкость уменьшается. Жидкий битум используется в зимнее время. Добавляются растворители и присадки, которые возвращают битум в вязкое состояние при затвердевании.
Каменный наполнитель
Основа любой асфальтобетонной смеси – это различный по фракциям щебень и гравий. На консистенцию влияет каждая мелочь: размер и форма камней, их происхождение, характеристики сопротивляемости. Не последняя роль у процентного соотношения компонентов.
- Осадочные и метаморфические породы подходят для производства материалов высокой плотности.
- Щебень из шлака или гравия невозможно использовать для высокоплотного слоя покрытия.
Зерновой состав тщательно проверяется. Соотношение зерен по диаметру, процент пыли и глины в составе влияет на качество покрытия. Недопустимо чрезмерное количество пластинчатых или игольчатых зерен. Согласно ГОСТу 8267, а также ГОСТу 3344 процентное содержание таких зерен не должно превышать 15% для плотной смеси, 25% для типа Б и 35% для типа А.
Песок
Нормативные данные прописаны в ГОСТ 8736. Песок обязательно входит в состав любой разновидности асфальтобетонной смеси. При том одинаково возможно использование отсева или карьерного материала.
- В зависимости от необходимой пористости используется материал разного класса прочности, чем выше пористость, тем ниже класс: от 800 или 1000, до 400.
- Глина в смеси влияет на морозостойкость, поэтому диаметр таких частиц не превышает 0,16 мм. Плотные смеси допускают содержание до 0,5 %, а пористые 1%.
Минеральный порошок
Цементная пыль применяется для заполнения мельчайших пустот в асфальтобетоне для обеспечения прочности покрытия. Зерна в размере не превышают 0,074 мм. Основные производители этого компонента — цементные и металлургические предприятия. Материал собирается при помощи системы пылеуловителей. ГОСТ 16557 регламентирует основные характеристики.
Дополнительные компоненты
Изменение классического состава возможно для придания асфальтобетону специфических особенностей. В этом случае добавляются компоненты, которые можно разделить на 2 типа:
- Специально разработанные для стабилизации или продления срока эксплуатации, пластификаторы. Этот тип компонентов дороже.
- Вторичное сырье, например, переработанные покрышки и сера. Стоимость таких компонентов ниже.
Как проходит производство асфальтобетонных смесей?
Прежде, чем приступить к производству смеси, проводится анализ будущего покрытия согласно его основному назначению. Состав асфальтобетонной смеси для тротуара будет существенно различаться от смеси для автобана.
Технологический процесс состоит из следующих этапов:
- Подготовка минеральных материалов, в нее входит сушка и нагрев.
- Подготовка битума. При подаче вяжущее вещество распыляется для равномерного обволакивания каждой фракции.
- Порционное деление всех компонентов.
- Смешивание всех компонентов, длительность варьируется в зависимости от зернистости. Очередность добавления компонентов влияет на качество смеси. Лучший эффект достигается единовременным смешиванием всех составляющих.
- Погрузка смеси в специальные бункеры или сразу в кузова самосвалов.
rovnayadoroga.ru