Типоразмеры знаков – ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с Поправками, с Изменениями N 1, 2)

Автор

Содержание

ПНСТ 247-2017 Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения, ПНСТ от 31 октября 2017 года №247-2017


ПНСТ 247-2017

     
     
ОКС 03.220.20

Срок действия с 2017-11-01
до 2020-11-01

Предисловие

     

     1 РАЗРАБОТАН АНО «Центр борьбы с пробками»
     

     2 ВНЕСЕН Проектным техническим комитетом по стандартизации ПТК «Удобная дорога»
     

     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 52-пнст
     
     
     Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
     
     Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 115093 Москва, улица Павла Андреева, д.4 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.


     
     В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» и также будет размещено на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     
     

Введение

     
     Современные подходы к регулированию дорожного движения требуют применения новых решений, отсутствующих в действующих документах по стандартизации. Это диктует необходимость создания нормативно-правовых и нормативно-технических документов, отвечающих тенденциям в сфере организации удобного дорожного движения и задачам транспортных инженеров, а также специалистов по городской среде.

     
     Настоящий предварительный национальный стандарт значительно расширяет существующий набор средств организации дорожного движения и дает указания по применению новых типоразмеров дорожных знаков, предлагает различные варианты их исполнения и уточняет базовые принципы их эксплуатации. Во избежание пробелов используется принцип «незакрытого перечня». Он позволяет гибко комбинировать предложенные решения и использовать новые вариации дорожных знаков в зависимости от ситуации и внедрять технические новшества.
     
     Целями настоящего стандарта являются:
     
     — повышение удобства и безопасности дорожного движения;
     
     — предоставление возможности внедрения технических новшеств и передовых идей;
     
     — улучшение качества городской среды;
     
     — повышение уровня комфорта участников дорожного движения.
     
     Настоящий стандарт учитывает передовой зарубежный и отечественный опыт применения дорожных знаков, а также результаты эксперимента по использованию знаков уменьшенных типоразмеров, проходившего в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Саратове.
     
     Предварительный национальный стандарт разработан в иллюстративно-текстовом формате, наиболее удобном для восприятия пользователями. Приведены наглядные иллюстрации дорожных знаков, а также типовые схемы их применения.
     
     Данный предварительный национальный стандарт входит в серию предварительных национальных стандартов «Дополнительные технические средства организации дорожного движения». Стандарты серии предполагают введение правил применения и типовых (рекомендуемых) примеров использования схем организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств, средств навигации и ориентирования.
     
     

1 Область применения

     

     1.1 Настоящий предварительный стандарт применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения. Стандарт расширяет способы и варианты применения существующих дорожных знаков, утвержденных Правилами дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945. Таким образом, устраняются возникающие правовые пробелы в практике организации удобного дорожного движения.
     

     1.2 Технические средства организации движения, описанные в настоящем предварительном национальном стандарте, могут быть применены на улицах и дорогах, либо на отдельных участках улиц и дорог.
     

     1.3 В связи с новыми практиками и подходами некоторые положения настоящего стандарта могут вступать в расхождение с существующими практиками. В таком случае новые положения могут быть также применены в полном объеме при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

     

     1.4 Задачей настоящего предварительного национального стандарта является накопление опыта в процессе его применения для планомерной модернизации российской нормативно-технической базы в области организации удобного дорожного движения.
     
     

2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению (с Изменением N 1).
     
     ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования.
     
     ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

     
     ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования.
     
     ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний.
     
     ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
     
     ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения (с Поправкой, с Изменением N 1).
     
     Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
     
     

3 Термины и определения

     
     В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 51256, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945, а также следующие термины с соответствующими определениями:
     

     3.1 улично-дорожная сеть — это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
     

     3.2 удобство дорожного движения — это качество организации движения, при котором для всех участников выбор направления и способа движения является интуитивно понятным и правильным, то есть однозначным и верно определяемым на основании ощущений, визуального, акустического и тактильного восприятия установленных технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства улично-дорожной сети.

     

     3.3 комфорт участников движения — это психофизиологическое состояние участника, которое обеспечивает максимально адекватное и своевременное реагирование на условия движения на участке улично-дорожной сети. Характеризуется высокой степенью спокойствия и позитивностью, низкой тревожностью, стабильным и неизмененным состоянием сознания.
     

     3.4 нескоростная улично-дорожная сеть — улично-дорожная сеть, предназначенная для движения со скоростью не более 60 км/ч.
     

     3.5 зона исторической застройки — исторически и планировочно обусловленная территория, являющаяся наиболее насыщенной сооружениями, представляющими ценность в качестве объектов старины и/или памятников архитектуры как разрозненно, так и в совокупности. Включает центральные части населенных пунктов и места плотной застройки.

     

     3.6 визуальный мусор — совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды.
     
     

4 Общие положения

     

     4.1 Шрифт на дорожных знаках и щитах
     
     Надписи на всех дорожных знаках и информационных щитах (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) рекомендуется выполнять отечественным шрифтом ALS Direct (Директ) в соответствии с приложением Б. Шрифт ALS Direct специально разработан для навигации и является наиболее комфортным для считывания и понимания участниками дорожного движения.

     
     Для удобства пользователей настоящего стандарта в сети Интернет создана электронная библиотека изображений дорожных знаков, представленных в данном стандарте, которая доступна по адресу: www.ptk703.ru
     

     4.2 Новые типоразмеры дорожных знаков
     
     Практика показывает, что из-за большого размера дорожные знаки часто закрывают друг друга, ограничивают видимость зданий, фасадов и других объектов архитектурно-ландшафтного дизайна. Таким образом, дословное выполнение в городах и иных населенных пунктах существующих требований по размещению дорожных знаков засоряет городскую среду и мешает ориентироваться участникам дорожного движения.
     
     В целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости рекомендуется применять типоразмеры дорожных знаков:
     
     — «500» — на нескоростной улично-дорожной сети;
     
     — «400» — в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.
     
     При выборе типоразмера дорожного знака необходимо учитывать геометрические особенности улиц и дорог, зону видимости, погодные и другие условия, чтобы обеспечить видимость знаков и их считывание на достаточном расстоянии.
     
     
Таблица 1 — Классификация типоразмеров знаков
     

Типоразмер

Применение

Дороги вне населенных пунктов

Улицы и дороги в населенных пунктах

400

Дороги без твердого покрытия

Однополосные, двухполосные, трехполосные в зонах исторической и плотной застройки

500

Однополосные

Двухполосные

Трехполосные

Четырехполосные

_______________
      Данные указания носят рекомендательный характер. Допускается иной порядок применения типоразмеров, если это обосновано конкретными условиями движения.
     
     
     Размеры знаков применяют согласно таблице 2. Новые типоразмеры допускается применять для дополнительных дорожных знаков согласно настоящему стандарту, а также для знаков согласно ГОСТ Р 52290.
     
     

     
     
Таблица 2 — Типоразмеры знаков
     

Типоразмеры

400

500

Круглые знаки

Треугольные знаки

Знак 2.5

Квадратные знаки

Прямоугольные вертикальные знаки

Кроме

6.1, 6.19.1-6.19.2, 8.22.1-8.22.3

Прямоугольные горизонтальные знаки

Кроме

1.34.1-1.34.3, 5.15.1, 5.15.7, 5.15.8 и разделов ниже

Знаки

8.4.1-8.4.9, 8.9.2, 8.25

Знаки

5.7.1, 5.7.2, 5.23.2, 5.24.2, 6.14.2-6.16, 6.18.1-6.18.3

Знаки

5.15.1, 5.15.7, 5.15.8 (двухполосные)

5.15.3, 5.15.5 (трехполосные)

docs2.cntd.ru

Типоразмеры дорожных знаков

Размеры треугольных знаков

Размеры знаков 1.3.1, 1.3.2

Размеры знаков 1.31.1 — 1.31.3

Размеры знака STOP

Размеры квадратных знаков

Размеры круглых знаков

Размеры прямоугольных знаков

      5.2.1 Дорожные знаки должны изготавливаться четырёх типоразмеров: I — малого, II — нормального, III — большого, IV — очень большого.
      5.2.2 Типоразмеры знаков в зависимости от условий применения должны выбираться в соответствии с таблицей:

I

Дороги с одной полосой

Дороги местного значения

II

Дороги с двумя и тремя полосами

Магистральные дороги

III

Дороги с четырьмя и более полосами и автомагистрали

Скоростные дороги

IV

Ремонтные работы на автомагистралях, опасные участки на других дорогах при обосновании целесообразности применения.

Номер знака

Типоразмер

A

1.1, 1.2, 1.5 — 1.7, 1.9 — 1.14, 1.16, 1.16.1, 1.20 — 1.22, 1.24 — 1.30, 2.3, 2.4

I

700

II

900

III

1200

1.8, 1.15, 1.17-1.19, 1.23

I

700

II

900

III

1200

IV

1500

Примечание: для знака 1.23, предназначенного для обозначения участков дорог, на которых проводят краткосрочные ремонтные работы на проезжей части, допускается уменьшение размера A до 550 мм.

Размеры изображений для знаков «Однопутная железная дорога» и «Многопутная железная дорога»

Номер знака

Типоразмер

H

1.31.1 — 1.31.3

II

500

2250

III

700

3150

Примечание: — для знака типоразмера II допускается уменьшение размера H до 460 мм.

Номер знака

Типоразмер

B

2.5

I

700 (600)

II

900 (800)

III

1200 (1100)

Примечание: — в скобках приведены размеры изображения знаков с внутренним освещением.

Номер знака

Типоразмер

B

2.1, 2.2, 2.7, 5.5, 5.6, 5.15 — 5.16.2, 5.18, 5.19.3, 7.13

I

600

45

II

700

III

900

5.8.2 — 5.8.6, 5.9 — 5.11.2, 5.35 — 5.37, 7.1.2

II

700

III

900

5.17.1 — 5.17.4

I

600

II

700

5.20.3

I

не менее 1200

5.29.1

II

350

20

Примечание: — для знака 2.1 допускается уменьшение размера B до 350 мм. Радиус R в этом случае должен составлять 20 мм.

Номер знака

Типоразмер

D

2.6, 3.1 — 3.9, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.19, 3.21 — 3.23, 3.25 — 4.4

I

600

II

700

III

900

3.10, 4.5, 4.6

II

700

3.17.1, 3.17.2, 4.7, 4.8

II

700

III

900

3.20, 3.24

I

600

II

700

III

900

IV

1200

Номер знака

Типоразмер

H

5.1 — 5.4

III

900

600

45

5.12 — 5.14, 5.38, 5.39

I

1050

700

4.9.1 — 4.9.3, 6.1 — 6.13

I

1350

900

II

1050

700

III

1350

900

5.34.1, 5.34.2

IV

900

600

1.32.1, 1.32.2, 1.32.3

I

400

200

II

600

300

III

800

400

Примечание: — для знаков 5.12 — 5.14, 5.38, 5.39 допускается уменьшение размеров H и B соответственно до 800 и 500 мм.

adirxen.narod.ru

Проект СПДС :: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» :: Приложение Д (обязательное)

ГОСТ Р 52290−2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»

Приложение Д (обязательное)

Параметры, используемые на знаках, и размеры знаков по типоразмерам

Таблица Д. 1 — Значения параметров, наносимых на знаках
Номер знака Наименование параметра Значение параметра
3.13; 3.14 Линейные меры Кратное 0,1 м
3.15 Кратное 1,0 м
3.16; 6.3.2; 8.1.2 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100, 120, 150, 200, 250,
300 м
6.9.1; 8.1.1; 8.1.3; 8.1.4; 8.2.1; 8.2.2; 8.2.5; 8.2.6 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100, 120, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500, 600, 700, 800, 900 м; в диапазоне от 1 до 10 км включ. — кратное 0,1 км, в диапазоне св. 10 км — кратное 1,0 км
6.10.1; 6.10.2; 6.12 В диапазоне от 0 до 10 км включ. — кратное 0,1 км, в диапазоне св. 10 км — кратное 1,0 км (размерность «км» не указывают)
3.24; 3.25; 4.6; 4.7; 5.15.3; 5.15.8; 6.2 Скорость Кратное 10 км/ч (размерность «км/ч» не указывают)
3.4; 8.11 Масса 2.5; 8; 10; 15; 20; 25 т
3.11 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 15; 18; 20 т и далее кратные 5 т
3.12 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 т
8.5.3; 8.5.7 Время Дни недели
8.5.4 — 8.5.7 Время суток, кратное 30 мин (23.00; 23.30; 24.00; 0.30; 1.00 и т.д.)
8.9 30 мин; 1 ч; 2 ч
1.13 — 1.14 Уклон Кратное 1%

Примечание — На знаке 3.4 значение массы 3,5 т не наносят

Рисунок Д. 1 — Размеры треугольных знаков
Таблица Д. 2 — Размеры знаков (см. рисунок Д. 1)
Размеры в миллиметрах
Номер знака Типоразмер А r
1.1, 1.2, 1.5 — 1.7, 1.9 — 1.14, 1.16, 1.17, 1.22 — 1.24, 1.26 — 1.33, 2.3.1 — 2.3.7, 2.4 I 700 45
II 900
III 1200
1.8, 1.15, 1.18 — 1.21, 1.25 I 700
II 900
III 1200
IV 1500

Примечание — Для знака 1.25, предназначенного для обозначения участков дорог, на которых проводят краткосрочные ремонтные работы на проезжей части, допускается уменьшение размера А до 550 мм.

Рисунок Д.2 — Размеры знаков 1.3.1, 1.3.2 Рисунок Д.3 — Размеры знака 2.5 Рисунок Д. 4 — Размеры круглых знаков
ТаблицаД.3 — Размеры знака (см. рисунок Д. 3)
Номер знака Типоразмер В, мм
2.5 II 700
III 900
IV 1200
Таблица Д. 4 — Размеры знаков (см. рисунок Д. 4)
Номер знака Типоразмер D, мм
2.6, 3.1 — 3.9, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.19, 3.21 — 3.23, 3.25 — 3.33, 4.1.1 — 4.3 I 600
II 700
III 900
3.10, 4.4.1 — 4.5.7 II 700
3.17.1 — 3.17.3, 4.6, 4.7 II 700
III 900
3.20, 3.24 I 600
II 700
III 900
IV 1200

Примечание — Для знаков 3.27 — 3.30 допускается уменьшение размера D до 250 мм.

Рисунок Д. 5 — Размеры квадратных знаков
Таблица Д. 5 — Размеры знаков (см. рисунок Д. 5)
Размеры в миллиметрах
Номер знака Типоразмер В r
2.1, 2.2, 2.7, 5.5, 5.6, 5.19.1, 5.19.2, 5.20, 6.2, 6.4, 6.8.1 — 6.8.3, 8.13 I 600 45
II 700
III 900
5.8 — 5.14.1, 5.15.2 — 5.15.6, 6.3.1, 6.3.2, 8.1.2 II 700
III 900
6.5 — 6.7, 6.20.1, 6.20.2 I 600
II 700
6.9.3 Не менее 1200
6.14.1 350

Примечание — Для знака 2.1 допускается уменьшение размера В до 350 мм. Радиус r в этом случае должен составлять 20 мм.

Рисунок Д.6 — Размеры знаков 1.34.1 — 1.34.3
Таблица Д. 6 — Размеры знаков (см. рисунок Д. 6)
Размеры в миллиметрах
Номер знака Типоразмер н В
1.34.1 — 1.34.2 II 500 615, 1160, 2250
III 700 865, 1625, 3150
1.34.3 II 500 1160, 2250
III 700 1625, 3150

Примечание — Для типоразмера II допускается уменьшение размера Н до 460 мм.

Рисунок Д. 7 — Размеры прямоугольных знаков вертикального формата
Таблица Д. 7 — Размеры знаков (см. рисунок Д. 7)
Размеры в миллиметрах
Номер знака Типоразмер Н В r
5.1 — 5.4 III 1350 900 45
4.8.1 — 4.8.3, 5.16 — 5.18, 5.21, 5.22 I 900 600
5.27 — 5.34 I 900 600
7.1 — 7.20 II 1050 700
III 1350 900
6.1 IV 2250 1500
6.19.1, 6.19.2 IV 2000 1500

Примечание — Для знаков 5.16 — 5.18, 5.21, 5.22 допускается уменьшение размеров Н и В до 800 и 500 мм соответственно. Для знаков с внутренним освещением радиус r в этом случае допускается увеличивать до 100 мм.

Рисунок Д. 8 — Размеры прямоугольных знаков горизонтального формата
Таблица Д. 8 — Размеры знака (см. рисунок Д. 8)
Размеры в миллиметрах
Номер знака Типоразмер H В r
1.4.1 — 1.4.6, 8.1.3, 8.1.4, 8.2.2 — 8.11, 8.14 — 8.21.3, 8.23, 8.24 I 300 600 45
II 350 700
III 450 900
5.7.1, 5.7.2, 5.23.2, 5.24.2, 6.14.2 — 6.16, 6.18.1 — 6.18.3 II 350 1050
III 450 1350
5.15.1, 5.15.3, 5.15.7, 5.15.8 II 700 1400
III 900 1800
6.13 II 200 300
III 350 450
6.14.1 II 350 700
8.1.1, 8.2.1, 8.12 I 300 600
II 350 700
III 450 900
IV 600 1200

6.21.1, 6.21.2

II 350 1050

Примечание — Для знаков 5.15.1, 5.15.7, 5.15.8, на которых указывают направления движения для двух полос, размер В уменьшают до 930 мм — для типоразмера II и до 1200 мм — для типоразмера III.

Для знаков 5.15.7, 5.15.8, на которых указывают направления движения для 4 или более полос, размер В увеличивают на 465 мм — для типоразмера II и на 600 мм для типоразмера III, из расчета на каждую из полос свыше трех.

Для знаков 6.13, на которых указывают более двух цифр, размер В увеличивают на 135 мм для типоразмера II и на 180 мм для типоразмера III, из расчета на каждую цифру.

Для знаков 8.4.9 — 8.4.14 размер Н увеличивают на 1/3.

Рисунок Д.9 — Размеры знаков 8.22.1 — 8.22.3
Таблица Д. 9 — Размеры знака (см. рисунок Д. 9)
Размеры в миллиметрах
Номер знака Типоразмер н В
8.22.1 — 8.22.3 II 500 1700

Примечание — Допускается уменьшение размера В до 460 мм.

Приложение Е (рекомендуемое)

Компоновочные эскизы знаков 6.9.1 для пересечений в одном и разных уровнях

Приложение Ж (обязательное)

Щиты для размещения изображений дорожных знаков

Ж.1. Щиты для размещения изображений дорожных знаков изготовляют с использованием световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.

Для изготовления изображений знаков на них используют пленки типа В.

Ж.2. Значения коэффициента световозвращения (кдxлк-1-2) флуоресцентных световозвращающих пленок, используемых для изготовления щитов, должны быть не менее значений, указанных в таблице Ж.1.

Таблица Ж.1
Цвет фона щита Угол наблюдения a
a = 0,33° a = 1° a = 1,5°
Угол освещения bv (при bн = 0°)
10° 20° 30° 40° 10° 20° 30° 40° 10° 20° 30° 40°
Коэффициент световозвращения, кд x лк-1 x м-2
Флуоресцентный желто-зеленый 270 180 120 80 50 96 80 55 36 20 17 16 14 9 1,5

Ж.3. Координаты цветности (х, у) точек пересечения граничных линий цветовых областей для флуоресцентной световозвращающей пленки, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. для источника типа Д65 (ГОСТ 7721) при геометрии измерения 45° / 0°, должны соответствовать значениям, указанным в таблице Ж.2.

Таблица Ж.2
Цвет фона щита Обозначение координат Координаты цветности угловых точек цветовых областей
1 2 3 4
Флуоресцентный желто-зеленый x 0,376 0,438 0,460 0,387
y 0,568 0,508 0,540 0,610

Ж.4. Коэффициенты яркости и флуоресцентной яркости флуоресцентной световозвращающей пленки должны соответствовать значениям, указанным в таблице Ж.3.

Таблица Ж.3
Цвет фона щита Коэффициент яркости b, %, не менее Коэффициент яркости флуоресценции bф, %, не менее
Флуоресцентный желто-зеленый 60 35

Ж.5. Изображения дорожных знаков на щитах размещают по рисунку Ж.1.

а б
Рисунок Ж.1 — Примеры размещения изображений дорожных знаков типоразмеров II и III на щите: а — на одном щите; б — на отдельных щитах

В скобках указаны размеры щита для знаков типоразмера III

Приложение И (обязательное)

Изображения пиктограмм, относящихся к объектам туризма и спорта на знаках 6.9.1 — 6.11

Музей, усадьба, художественная галерея Природный заповедник, национальный парк, ботанический сад
Памятник архитектуры (в т. ч. культовое сооружение), исторический памятник Спортивный объект.

www.spds.ru

Стандартный размер дорожного знака: описание, ГОСТ

На сегодняшний день принимается множество мер, которые призваны улучшить функционирование дорожной полиции, а также безопасности движения в целом. Особая роль в этом деле отводится дорожным знакам. Не все знают, что размеры дорожных знаков определяются ГОСТом. Это необходимо, чтобы их было достаточно хорошо видно, исходя из реальной обстановки на проезжей части. Стандартизация дорожных знаков лежит в основе организации полноценного и безопасного движения.

Госстандарт Р 52289-2004

Специальный государственный стандарт, в котором отражены все основные важнейшие требования к современным дорожным знакам, собраны в ГОСТ Р 52289-2004. Он был введен в конце 2004-го. Именно этот документ устанавливает тип, размер дорожных знаков. А также особенности их практического применения и тонкости по их установке.

Ознакомиться с полным текстом указанного стандарта, в том числе информацией, касающейся установленного размера дорожного знака, можно в соответствующем сборнике, объединяющем принятые национальные стандарты. Дополнительно он, как и все прочие ГОСТы, публикуется на официальном сайте.

Важные ссылки из стандарта

Указанный документ содержит не только основные размеры дорожных знаков, но и иную информацию. Часто встречаются ссылки на иные нормативам, в том числе:

  • требования относительно антикоррозионной защиты;
  • актуальные методики осуществления измерений показателей устойчивости к воздействию тех или иных факторов;
  • особенности определения уровня адгезии, технологические особенности лакокрасочных материалов;
  • единые световые измерения;
  • необходимые измерительные приборы, цель которых определение основных показателей и выполнения измерений;
  • общая система организации дорожного движения.

Практическое применение стандарта

Чтобы знак был качественным и функциональным, недостаточно соблюсти лишь установленный размер дорожного знака. Важно соответствие и остальных важнейших показателей, установленных нормативной документацией. Только при соблюдении всех этих составляющих знак будет давать ясную информацию о ситуации на дороге.

Конечно, особое значение уделяется вопросу о том, какого размера дорожные знаки должны быть и как их правильно установить. В случае нарушения действующего стандарта дорожное движение на определенном участке станет менее безопасным. К тому же многие постановления о нарушении ПДД могут быть оспорены водителями, если основные нормативные параметры, в том числе размер дорожного знака пешеходный переход или любого другого, не были выдержаны.

Актуальная классификация дорожных знаков

Существует несколько типов средств, используемых в ходе организации движения на проезжей части. Для каждого из них устанавливается свой размер знака дорожного движения, которые имеют следующую классификацию:

  1. Предупреждающие.
  2. Запрещающие.
  3. Для особых предписаний.
  4. Сервисные.
  5. Приоритетные.
  6. Предписывающие.
  7. Информационные.
  8. Знаки дополнительного информирования.

В действующих стандартах отражены требования к тем знакам, которые делаются в соответствие с индивидуальными проектами. Они могут, к примеру, указывать на специальные маршруты, чтобы клиентам было проще найти дорогу к определенному месту. Они могут нести информацию по:

  • ландшафтным, географическим пунктам;
  • туристическим маршрутам, сервисным объектам;
  • положение административных районов;
  • компоненты транспортной системы;
  • памятники истории, спортивные объекты, прочее.

Особенности цветового фона

Исходя из того, где именно будет располагаться знак, он может иметь только один цвет фона. Это может быть:

  • синий: за территорией населенных пунктов;
  • зеленый: на автомагистрали;
  • белый: на территории населенных пунктов, на шоссе.

Размеры дорожных знаков по ГОСТу

Действующий стандарт, определяющий размеры дорожных знаков, выделяет в общей сложности четыре возможных их типоразмера. Это:

  1. Малый – 1.
  2. Нормальный – 2.
  3. Большой – 3.
  4. Очень крупный – 4.

Общая характеристика типоразмеров знаков

Типоразмер представляет собой определенный набор геометрических характеристик знака. Выбор их осуществляется на основании последующего применения указателя. Так, если знаки, представляющие первый тип, отличаются самыми малыми габаритами, то знаки, представляющие последний тип, характеризуются самыми крупными размерами:

  1. Этот типоразмер по общему правилу используется как в населенных пунктах, так и за их пределами, но строго на дорогах, где предусмотрена только одна полоса. На практике их располагают на улочках местного значения, дорогах, которые пролегают через сельские поселения.
  2. Этот типоразмер ставят на дорогу, если ее ширина ограничивается тремя полосами движения. Причем он актуален для городских улиц, парковок и прилегающих территорий. Основная масса современных дорожных знаков относится именно к этой категории.
  3. Этот типоразмер устанавливают на скоростных магистралях, на которых выделено не менее четырех полос.
  4. Этот типоразмер обычно применяется в ходе выполнения ремонтных работ либо на наиболее опасных участках. Но их практическое использование всегда должно быть обоснованным.

Где устанавливаются знаки, исходя из их типоразмеров

Исходя из реальных условий использования, выбирается и определенный размер для дорожного знака. Так, за пределами населенного пункта могут размещаться такие указатели:

  • малые: для шоссе, на котором предусмотрена одна полоса;
  • нормальные: для трасс, на которых организовано две либо три полосы для движения;
  • большие: для автомагистралей, в пределах которых предусмотрено от четырех полноценных полос для движения.

При организации проезда транспорта внутри больших и малых населенных пунктов возможна установка дорожных знаков следующих типов:

  • малые: для трасс, имеющих местное значение;
  • нормальные: для магистральных улиц;
  • большие: для скоростных многополосных магистралей.

Возможные формы знаков

Государственный стандарт четко предусматривает несколько допустимых форм для актуальных дорожных знаков. Это:

  • круглая;
  • восьмигранная;
  • треугольная;
  • квадратная;
  • прямоугольная.

Установленные размеры для разных форм дорожных знаков

Действующий государственный стандарт предусматривает несколько форм указателей, которые характеризуются конкретными размерами (мм). Дорожные знаки ограничиваются следующими пределами:

  1. Квадрат. Каждая сторона может быть длиной 350-1200.
  2. Прямоугольник. Величина длинной его стороны может быть в пределах 400-1350, продолжительность короткой грани при этом должна быть 200-900.
  3. Треугольник. Длины всех его сторон должны быть одинаковыми. Величина их может быть от 700 до 1500 (это размеры дорожного знака парковка и др.).
  4. Круг. Исходя от текущего типорамера, диаметр круглого знака может быть в пределах 600-1200.

Индивидуальные размеры некоторых знаков

Отдельный формат предписан для знака «Стоп». Внешне он выполнен в форме восьмиугольника. Каждая из его сторон обязательно должны иметь равную длину. Продолжительность их может оставлять не менее 600 и не более 1200 мм.

Для многих указателей стандарт предусматривает наличие закруглений, а также наружной каймы. Для указателей прямоугольной, квадратной, треугольной форм радиус закругления допускается 20-45 мм, исходя из типоразмера конкретного знака.

Действующий государственный стандарт, определяющий и размеры информационного дорожного знака, указывает на допустимую погрешность. Так, размер реального знака может отличаться от установленного требованиями ГОСТа не более чем на 2 мм в большую либо меньшую сторону. Величина отклонения в размерах дорожных знаков, не превышающая 5 мм, допускается преимущественно у носящих информационный характер указателей.

Процесс изготовления дорожных знаков

При производстве любого дорожного указателя должна использоваться сталь оцинкованная, имеющая двойную отбортовку и толщину в 0,8-1,2 мм. Это требование актуально для всех существующих типоразмеров.

Нередко для формирования требуемого уровня жесткости корпуса самого знака у него предусматриваются и усиленные крепления. На практике дополнение по жесткости корпуса и креплениям требуются в ряде российских регионов, где знаки устанавливаются в суровых условиях климата, что и обуславливает серьезную нагрузку на них.

В обязательном порядке на завершающем этапе производства создается так называемая маска знака. Для нее применяется специальная пленка, характеризующаяся светоотражающими свойствами.

Особенности светопрозрачной пленки для дорожного знака

Чтобы обеспечить необходимые свойства современных дорожных знаков, после изготовления они непременно покрываются специальной пленкой, обеспечивающей светопрозрачность. Это – необходимое условие для безопасности дорожного движения. На практике применяется пленка трех типов: А, Б, В. Рассмотрим подробнее:

  1. Тип А (инженерная либо коммерческая). Основное отличие двух разновидностей такой пленки состоит в продолжительности ее практического использования (до 7 или до 5 лет, соответственно). Дополнительно инженерная пленка обеспечивает наиболее высокую интенсивность светоотражения относительно коммерческой пленки.
  2. Тип Б (высокоинтенсивная). Характеризуется высокими показателями световозвращения. Период ее эксплуатации составляет до 10 лет.
  3. Тип В (алмазная). Актуальна для дорожных знаков с повышенной видимостью. У нее отменные показатели по световозвращению. Чаще применяется для загородных магистралей, в местах примыкания проселочных дорог.

К типу В относится и флуоресцентная пленка. Актуальна для дорожных знаков, для которых требуется отменная, повышенная видимость. Обычно ей покрываются знаки «Пешеходный переход», временные, указывающие на дорожные работы. Период ее службы составляет до 10 лет.

Те дорожные знаки, которые покрываются пленкой типа А, обычно располагаются на дорогах, где интенсивность движения невысокая либо средняя, где фоновое освещение организовано на низком уровне. В каждую сторону на таких дорогах может быть до 4 полос.

Знаки, для которых выбрано покрытие с пленкой Б, актуальны для 2-4 полосных дорог для каждой стороны, где движение высокоинтенсивное, на наиболее опасных сложных участках.

Для безопасности проезда автотранспорта должны строго соблюдаться основные требования к дорожным знакам. В первую очередь это касается их видимости и размеров. И не столь важно в какой роли вы выступаете на дороге (пешеход или водитель), несоблюдение правил дорожного движения может стоить вам очень дорого. Часто такое пренебрежение заканчивается трагически.

fb.ru

ГОСТ Р 58398-2019 Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения, ГОСТ Р от 19 апреля 2019 года №58398-2019


ГОСТ Р 58398-2019

ОКС 03.220.20

Дата введения 2019-05-01

Предисловие

     

     1 РАЗРАБОТАН АНО «Центр борьбы с пробками»

     2 ВНЕСЕН Проектным техническим комитетом по стандартизации ПТК «Удобная дорога»

     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2019 г. N 144-ст

     4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 247-2017

    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомлениe и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


     Современные подходы к регулированию дорожного движения требуют применения новых решений, отсутствующих в действующих документах по стандартизации. Это диктует необходимость создания нормативно-правовых и нормативно-технических документов, отвечающих тенденциям в сфере организации удобного дорожного движения и задачам транспортных инженеров, а также специалистов по городской среде.

     Настоящий стандарт значительно расширяет существующий набор средств организации дорожного движения и дает указания по применению новых типоразмеров дорожных знаков, предлагает различные варианты их исполнения и уточняет базовые принципы их эксплуатации. Во избежание пробелов используется принцип «незакрытого перечня». Он позволяет гибко комбинировать предложенные решения и использовать новые вариации дорожных знаков в зависимости от ситуации и внедрять технические новшества.

     Целями настоящего стандарта являются:

     — повышение удобства и безопасности дорожного движения;

     — предоставление возможности внедрения технических новшеств и передовых идей;

     — улучшение качества городской среды;

     — повышение уровня комфорта участников дорожного движения.

     Настоящий стандарт учитывает передовой зарубежный и отечественный опыт применения дорожных знаков, а также результаты эксперимента по использованию знаков уменьшенных типоразмеров, проходившего в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Саратове.

     Настоящий стандарт разработан в иллюстративно-текстовом формате, наиболее удобном для восприятия пользователями. Приведены наглядные иллюстрации дорожных знаков, а также типовые схемы их применения.

     Настоящий стандарт входит в серию национальных стандартов «Дополнительные технические средства организации дорожного движения». Стандарты серии предполагают введение правил применения и типовых (рекомендуемых) примеров использования схем организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств, средств навигации и ориентирования.

1 Область применения

     

     1.1 Настоящий стандарт применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения. Стандарт расширяет способы и варианты применения существующих дорожных знаков, утвержденных Правилами дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945. Таким образом, устраняются возникающие правовые пробелы в практике организации удобного дорожного движения.

     1.2 Технические средства организации движения, описанные в настоящем стандарте, могут быть применены на улицах и дорогах, либо на отдельных участках улиц и дорог.

     1.3 В связи с новыми практиками и подходами некоторые положения настоящего стандарта могут вступать в расхождение с существующими практиками. В таком случае новые положения могут быть также применены в полном объеме при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

     1.4 Задачей настоящего стандарта является накопление опыта в процессе его применения для планомерной модернизации российской нормативно-технической базы в области организации удобного дорожного движения.

2 Нормативные ссылки


     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

     ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

     ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования

     ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

     ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования

     ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний

     ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

     ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

     Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


     В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 51256, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945, а также следующие термины с соответствующими определениями:

     3.1 улично-дорожная сеть — это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.

     3.2 удобство дорожного движения — это качество организации движения, при котором для всех участников выбор направления и способа движения является интуитивно понятным и правильным, то есть однозначным и верно определяемым на основании ощущений, визуального, акустического и тактильного восприятия установленных технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства улично-дорожной сети.

     3.3 комфорт участников движения — это психофизиологическое состояние участника, которое обеспечивает максимально адекватное и своевременное реагирование на условия движения на участке улично-дорожной сети. Характеризуется высокой степенью спокойствия и позитивностью, низкой тревожностью, стабильным и неизмененным состоянием сознания.

     3.4 нескоростная улично-дорожная сеть — улично-дорожная сеть, предназначенная для движения со скоростью не более 60 км/ч.

     3.5 зона исторической застройки — исторически и планировочно обусловленная территория, являющаяся наиболее насыщенной сооружениями, представляющими ценность в качестве объектов старины и/или памятников архитектуры как разрозненно, так и в совокупности. Включает центральные части населенных пунктов и места плотной застройки.

     3.6 визуальный мусор — совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды.

4 Общие положения

     

     4.1 Шрифт на дорожных знаках и щитах

     Надписи на всех дорожных знаках и информационных щитах (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) рекомендуется выполнять отечественным шрифтом ALS Direct (Директ) в соответствии с приложением Б. Шрифт ALS Direct специально разработан для навигации и является наиболее комфортным для считывания и понимания участниками дорожного движения.

     Для удобства пользователей настоящего стандарта в сети Интернет создана электронная библиотека изображений дорожных знаков, представленных в данном стандарте, которая доступна по адресу: www.ptk703.ru.

     4.2 Новые типоразмеры дорожных знаков

     Практика показывает, что из-за большого размера дорожные знаки часто закрывают друг друга, ограничивают видимость зданий, фасадов и других объектов архитектурно-ландшафтного дизайна. Таким образом, дословное выполнение в городах и иных населенных пунктах существующих требований по размещению дорожных знаков засоряет городскую среду и мешает ориентироваться участникам дорожного движения.

     В целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости рекомендуется применять типоразмеры дорожных знаков:

     — «500» — на нескоростной улично-дорожной сети;

     — «400» — в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.

     При выборе типоразмера дорожного знака необходимо учитывать геометрические особенности улиц и дорог, зону видимости, погодные и другие условия, чтобы обеспечить видимость знаков и их считывание на достаточном расстоянии.

Таблица 1 — Классификация типоразмеров знаков

Типоразмер

Применение

Дороги вне населенных пунктов

Улицы и дороги в населенных пунктах

400

Дороги без твердого покрытия

Однополосные, двухполосные, трехполосные в зонах исторической и плотной застройки

500

Однополосные

Двухполосные

Трехполосные

Четырехполосные

________________

      Данные указания носят рекомендательный характер. Допускается иной порядок применения типоразмеров, если это обосновано конкретными условиями движения.
     
     
     Размеры знаков применяют согласно таблице 2. Новые типоразмеры допускается применять для дополнительных дорожных знаков согласно настоящему стандарту, а также для знаков согласно ГОСТ Р 52290.

Таблица 2 — Типоразмеры знаков

Типоразмеры

400

500

Круглые знаки

Треугольные знаки

Знак 2.5

Квадратные знаки

Прямоугольные вертикальные знаки.

Кроме
6.1, 6.19.1-6.19.2, 8.22.1-8.22.3

Прямоугольные горизонтальные знаки.

Кроме
1.34.1-1.34.3, 5.15.1, 5.15.7, 5.15.8 и разделов ниже

Знаки

8.4.1-8.4.9, 8.9.2, 8.25

docs.cntd.ru

ПНСТ 247-2017 Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения, ПНСТ от 31 октября 2017 года №247-2017


ПНСТ 247-2017

     
     
ОКС 03.220.20

Срок действия с 2017-11-01
до 2020-11-01

Предисловие

     

     1 РАЗРАБОТАН АНО «Центр борьбы с пробками»
     

     2 ВНЕСЕН Проектным техническим комитетом по стандартизации ПТК «Удобная дорога»
     

     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 52-пнст
     
     
     Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
     
     Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 115093 Москва, улица Павла Андреева, д.4 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.
     
     В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» и также будет размещено на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
     
     

Введение

     
     Современные подходы к регулированию дорожного движения требуют применения новых решений, отсутствующих в действующих документах по стандартизации. Это диктует необходимость создания нормативно-правовых и нормативно-технических документов, отвечающих тенденциям в сфере организации удобного дорожного движения и задачам транспортных инженеров, а также специалистов по городской среде.
     
     Настоящий предварительный национальный стандарт значительно расширяет существующий набор средств организации дорожного движения и дает указания по применению новых типоразмеров дорожных знаков, предлагает различные варианты их исполнения и уточняет базовые принципы их эксплуатации. Во избежание пробелов используется принцип «незакрытого перечня». Он позволяет гибко комбинировать предложенные решения и использовать новые вариации дорожных знаков в зависимости от ситуации и внедрять технические новшества.
     
     Целями настоящего стандарта являются:
     
     — повышение удобства и безопасности дорожного движения;
     
     — предоставление возможности внедрения технических новшеств и передовых идей;
     
     — улучшение качества городской среды;
     
     — повышение уровня комфорта участников дорожного движения.
     
     Настоящий стандарт учитывает передовой зарубежный и отечественный опыт применения дорожных знаков, а также результаты эксперимента по использованию знаков уменьшенных типоразмеров, проходившего в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Саратове.
     
     Предварительный национальный стандарт разработан в иллюстративно-текстовом формате, наиболее удобном для восприятия пользователями. Приведены наглядные иллюстрации дорожных знаков, а также типовые схемы их применения.
     
     Данный предварительный национальный стандарт входит в серию предварительных национальных стандартов «Дополнительные технические средства организации дорожного движения». Стандарты серии предполагают введение правил применения и типовых (рекомендуемых) примеров использования схем организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств, средств навигации и ориентирования.
     
     

1 Область применения

     

     1.1 Настоящий предварительный стандарт применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения. Стандарт расширяет способы и варианты применения существующих дорожных знаков, утвержденных Правилами дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945. Таким образом, устраняются возникающие правовые пробелы в практике организации удобного дорожного движения.
     

     1.2 Технические средства организации движения, описанные в настоящем предварительном национальном стандарте, могут быть применены на улицах и дорогах, либо на отдельных участках улиц и дорог.
     

     1.3 В связи с новыми практиками и подходами некоторые положения настоящего стандарта могут вступать в расхождение с существующими практиками. В таком случае новые положения могут быть также применены в полном объеме при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
     

     1.4 Задачей настоящего предварительного национального стандарта является накопление опыта в процессе его применения для планомерной модернизации российской нормативно-технической базы в области организации удобного дорожного движения.
     
     

2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению (с Изменением N 1).
     
     ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования.
     
     ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
     
     ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования.
     
     ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы, основные параметры, общие технические требования, методы испытаний.
     
     ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
     
     ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения (с Поправкой, с Изменением N 1).
     
     Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
     
     

3 Термины и определения

     
     В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 51256, ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945, а также следующие термины с соответствующими определениями:
     

     3.1 улично-дорожная сеть — это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
     

     3.2 удобство дорожного движения — это качество организации движения, при котором для всех участников выбор направления и способа движения является интуитивно понятным и правильным, то есть однозначным и верно определяемым на основании ощущений, визуального, акустического и тактильного восприятия установленных технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства улично-дорожной сети.
     

     3.3 комфорт участников движения — это психофизиологическое состояние участника, которое обеспечивает максимально адекватное и своевременное реагирование на условия движения на участке улично-дорожной сети. Характеризуется высокой степенью спокойствия и позитивностью, низкой тревожностью, стабильным и неизмененным состоянием сознания.
     

     3.4 нескоростная улично-дорожная сеть — улично-дорожная сеть, предназначенная для движения со скоростью не более 60 км/ч.
     

     3.5 зона исторической застройки — исторически и планировочно обусловленная территория, являющаяся наиболее насыщенной сооружениями, представляющими ценность в качестве объектов старины и/или памятников архитектуры как разрозненно, так и в совокупности. Включает центральные части населенных пунктов и места плотной застройки.
     

     3.6 визуальный мусор — совокупность объектов дорожной инфраструктуры, навигации, рекламы и различных строений, располагающихся на улично-дорожной сети и приводящих к значительным ухудшениям внешнего облика окружающей среды.
     
     

4 Общие положения

     

     4.1 Шрифт на дорожных знаках и щитах
     
     Надписи на всех дорожных знаках и информационных щитах (буквы, цифры, знаки препинания и диакритические знаки) рекомендуется выполнять отечественным шрифтом ALS Direct (Директ) в соответствии с приложением Б. Шрифт ALS Direct специально разработан для навигации и является наиболее комфортным для считывания и понимания участниками дорожного движения.
     
     Для удобства пользователей настоящего стандарта в сети Интернет создана электронная библиотека изображений дорожных знаков, представленных в данном стандарте, которая доступна по адресу: www.ptk703.ru
     

     4.2 Новые типоразмеры дорожных знаков
     
     Практика показывает, что из-за большого размера дорожные знаки часто закрывают друг друга, ограничивают видимость зданий, фасадов и других объектов архитектурно-ландшафтного дизайна. Таким образом, дословное выполнение в городах и иных населенных пунктах существующих требований по размещению дорожных знаков засоряет городскую среду и мешает ориентироваться участникам дорожного движения.
     
     В целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости рекомендуется применять типоразмеры дорожных знаков:
     
     — «500» — на нескоростной улично-дорожной сети;
     
     — «400» — в центральных частях городов, в местах плотной и исторической застройки, а также вдоль велосипедных полос, велопешеходных и пешеходных зон, расположенных в любой части города.
     
     При выборе типоразмера дорожного знака необходимо учитывать геометрические особенности улиц и дорог, зону видимости, погодные и другие условия, чтобы обеспечить видимость знаков и их считывание на достаточном расстоянии.
     
     
Таблица 1 — Классификация типоразмеров знаков
     

Типоразмер

Применение

Дороги вне населенных пунктов

Улицы и дороги в населенных пунктах

400

Дороги без твердого покрытия

Однополосные, двухполосные, трехполосные в зонах исторической и плотной застройки

500

Однополосные

Двухполосные

Трехполосные

Четырехполосные

_______________
      Данные указания носят рекомендательный характер. Допускается иной порядок применения типоразмеров, если это обосновано конкретными условиями движения.
     
     
     Размеры знаков применяют согласно таблице 2. Новые типоразмеры допускается применять для дополнительных дорожных знаков согласно настоящему стандарту, а также для знаков согласно ГОСТ Р 52290.
     
     

     
     
Таблица 2 — Типоразмеры знаков
     

Типоразмеры

400

500

Круглые знаки

Треугольные знаки

Знак 2.5

Квадратные знаки

Прямоугольные вертикальные знаки

Кроме

6.1, 6.19.1-6.19.2, 8.22.1-8.22.3

Прямоугольные горизонтальные знаки

Кроме

1.34.1-1.34.3, 5.15.1, 5.15.7, 5.15.8 и разделов ниже

Знаки

8.4.1-8.4.9, 8.9.2, 8.25

Знаки

5.7.1, 5.7.2, 5.23.2, 5.24.2, 6.14.2-6.16, 6.18.1-6.18.3

Знаки

5.15.1, 5.15.7, 5.15.8 (двухполосные)

5.15.3, 5.15.5 (трехполосные)

docs.cntd.ru

Классификация и размеры дорожных знаков

Классификация и размеры дорожных знаков 16.05.2017 10:53

Правительство постоянно принимает меры, чтобы улучшить работу дорожной полиции, однако требования закона инспектора выполняют далеко не всегда. Случаи, когда водителя наказывают за нарушения предписаний дорожных знаков, которые плохо видны или установлены без соблюдения ГОСТов, не редкость. Но если водитель знаком с общими стандартами организации дорожного движения, в подобных ситуациях ему, скорее всего, удастся избежать наказания.

 

ГОСТ Р 52289-2004

 

Вступил в силу после приказа ФАТРИМ 15.12.2004. Регламентирует размеры дорожных знаков и указателей, а также правила их монтажа и применения. С тех пор в этот ГОСТ вносились изменения. Ознакомиться с ними можно в ежегодном издании «Национальные стандарты» либо на официальном сайте уполномоченной организации.

 

В Мингосстате за основу приняты некоторые нормативы:

 

  • Система организации дорожного движения и правила использования указателей, светофоров, разметки.
  • Классификация измерительных устройств.
  • Система единых световых измерений.
  • Соответствие ЛКМ и методика определения стойкости к температурным перепадам, светостойкости и адгезии.
  • Требования к старению и защите от коррозии, а также технология измерений на устойчивость к разным климатическим факторам.

В связи с возможными изменениями в ГОСТе следует обращать внимание на вышеперечисленные нормативы. Это также относится к месту установки и размерам каждого знака – даже незначительное отклонение от ГОСТа может сыграть роль при оспаривании выписанного протокола.

 

Классификация средств организации движения транспорта

 

Все средства по организации транспортного движения ГОСТы сегодня подразделяют на несколько типов:

  • приоритетные,
  • запрещающие,
  • предписывающие,
  • особых предписаний,
  • предупреждающие,
  • информационные,
  • сервисные,
  • дополнительной информации.

В законе прописан комплекс правил по дорожным знакам, выполненных по индивидуальным проектам. Цель их создания – указание определенных путей перемещения для посетителей. На таких указателях чаще всего ссылаются на следующие объекты:

  • исторические памятники,
  • спортивные объекты,
  • элементы дорог и магистралей,
  • малые административные районы,
  • туристические маршруты,
  • объекты сервиса,
  • ландшафтные и географические пункты.

На подобных информационных указателях фон может иметь разный цвет, который зависит от места установки знака:

  • на дорогах населенных пунктов – белый,
  • за пределами населенных пунктов – синий,
  • на магистралях и автобанах – зеленый.

 

Размеры знаков согласно ГОСТ Р 52289-2004

 

Информационные указатели должны быть установлены на всех дорогах, от проселочных до федеральных трасс. Для них предусмотрено четыре размера:

  • 1 – малый.
  • 2 – нормальный.
  • 3 – большой.
  • 4 – очень большой.

Каждый из размеров предполагает, что знак будет монтироваться в соответствии с местными условиями и требованиями ГОСТа. Указатели, которые размещаются за границами населенных пунктов:

  • малые – на шоссе с одной полосой;
  • нормальные – на 2-полосных и 3-полосных трассах;
  • большие – на скоростных многополосных автомагистралях.

Знаки, размещаемые для организации дорожного движения на территории населенных пунктов:

  • малые – на дорогах местного значения;
  • нормальные – на главных улицах;
  • большие – на скоростных магистралях с 4-мя и более полосами движения.

Знаки типоразмера «очень большие» предназначены для установки на опасных участках и при выполнении ремонтных работ. Они ставятся как в городе, так и за его пределами.

Размеры указателей определяет их геометрия и назначение:

  • Прямоугольная с длинной стороной 400-1350 мм и короткой 200-900 мм.
  • Квадратная со сторонами 350-1200 мм.
  • Треугольная с длиной каждой из сторон 700-1500 мм.
  • Круглая с диаметром 600-1200 мм.

Особую форму имеет знак СТОП – это правильный восьмиугольник с длиной каждой стороны 600-1200 мм.

Радиус закругления углов на дорожных знаках прямоугольной, треугольной и квадратной формы составляет 20 или 45 мм, в зависимости от их общего размера. Также на указателях предусмотрена наружная кайма, отклонения в размерах которой согласно ГОСТу не должны превышать 2 мм. Для закруглений допустима погрешность 5 мм.

 

На что следует обратить особое внимание?

 

Дорожные знаки должны непременно находиться в пределах видимости каждого водителя, поскольку предназначены именно для них. За 100 метров до указателя водитель должен на 100% прочитать его информацию.

Снаружи знаки должны быть покрыты светоотражающим слоем, который улучшает восприятие надписей и символов в темное время. Если такое покрытие имеет даже незначительный дефект, этот факт сразу отменяет действие знака. Поверхность указателя также должна быть максимально чистой, чтобы грязь не мешала считывать информацию.

Если инспектор утверждает, что вы нарушили предписанные знаком требования, лучше всего снять его на телефон или другое устройство. Видео лучше, чем фото. Такая запись объективно подтверждает, где находится указатель, в каком он состоянии, как хорошо его видно. Если получится, сделайте хотя бы одно фото инспектора рядом со знаком.


zavodznaki.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *