Как строят дороги — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Первый этап любого строительства (или реконструкции) — проектирование. Затем проводятся геологические изыскания, которые определяют рельеф территории, состав и свойства грунта, состояние почв, атмосферного воздуха, поверхностных вод и т.д. На основании этих данных разрабатывается план строительства дороги.
Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на следующие этапы:
- подготовительные работы (вырубка деревьев, разборка ограждений и т. п.)
- земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т. д.)
- прокладка новых или перекладка существующих инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства
- устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона)
- укладка асфальтового покрытия
- благоустройство прилегающих к дорогам территорий (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т. п.)
- природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги)
Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный «скелет») распределяется асфальтовая смесь, затем она «утаптывается» — и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит срок службы дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия не случайно называют «слоем износа» — ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей.
Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол.
Самым распространенным строительным материалом является асфальтобетон. Асфальтобетон — это смешанные вместе щебень, песок, каменная мука и собственно расплавленный асфальт. Эту «начинку» выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, именно из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют «дорожный пирог». Количество слоев зависит от различных факторов, но прежде всего — от предполагаемой транспортной нагрузки.
В нижние слои «пирога» кладут более крупный щебень, для того чтобы дорога была крепкой, устойчивой, долговечной. А в верхние слои засыпают щебень помельче — это придает покрытию дороги такие качества, как высокая износостойкость и водонепроницаемость. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается несколько шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали.
Еще один вид асфальта — так называемый литой асфальт. Это смесь, приготовленная при очень высоких температурах. Вязко-текучую смесь привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячую выливают на место будущей дороги. Дорога, сделанная из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и воздействию шипованых шин и противогололедных реагентов. Кроме того, литой асфальт хорошо поглощает шум.
Укладывают асфальт при помощи специальной техники — асфальтоукладчиков. Каток, утрамбовывающий асфальт, делает поверхность дороги ровной и крепкой. Кстати, существует такая разновидность катка, как виброкаток. Его постоянная вибрация дает дополнительную «утрамбовку», и асфальт становится еще более плотным и прочным.
Строительство дорог постоянно совершенствуется. Новые технологии позволяют добиться улучшения состава асфальтобетонного покрытия, благодаря чему дороги становятся еще более безопасными и прочными. Для включения в состав асфальта разрабатываются специальные компоненты, улучшающие сцепные свойства с автомобильными колесами — на таких дорогах водителям не страшен дождь или легкое обледенение. Новые модификаторы для битума позволяют асфальтобетону при резких скачках температур не растрескиваться. Такой модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками защитит покрытие от «капризов природы», когда дороги то замерзают, то оттаивают, от чего их качество портится.
Вам также могут быть интересны:
Как возводят эстакады
Как строят автомобильные тоннели
stroi.mos.ru
Технология заливки бетонного покрытия дороги.
Дорожное полотно в России и за рубежом отличается: в нашей стране магистрали разного назначения делают из асфальта, а в Европе и США преимущественно из бетона. Это и является очевидной разницей их качества. В России бетонные дороги не получили распространение ввиду существенной стоимости – всё-таки просторы страны необъятные и обновить полотно обойдется населению очередным приростом налогов. Однако, никто не запрещает домовладельцам обустраивать автомобильные площадки и подъезды из долговечного бетона.
Для чего нужны бетонные дороги
Строительство бетонных дорог целесообразно в местах, где отсутствует возможность частых ремонтов и есть потребность в прочном дорожном полотне. В России это:
- Автодромы;
- Взлетные полосы и самолетные площадки в аэропортах;
- Стоянки автомобилей и другой техники;
- Пешеходные дорожки и тротуары в городах;
- Прибрежные дороги и набережные, где преобладает высокая влажность и воздействие воды.
Время эксплуатации плиты из бетона превышает срок службы асфальта до 2-3 раз. По этой причине целесообразна замена асфальтобетонных дорожных одежд, не выдерживающих климатические условия, на цементобетонные повсеместно, что постепенно происходит в США.
Отличие асфальта и бетона
Почему бетонное покрытие дороги из асфальта не такое долговечное, как бетонное? Всё дело в качестве основных материалов:
- Асфальт – это композит песка, щебня, минеральных наполнителей, а их связующее – битумные полимеры.
- Бетон – это песчано-гравийная смесь, замешенная на цементе и присадках.
Основная разница между бетоном и асфальтом – это вяжущее в их составах. Битум в отличие от цемента не образует прочного камня, проседает под слабыми грунтами при нагрузке, размягчается на солнцепеке и плохо зимует. Бетон при соблюдении технологии приготовления и монтажа лишен этих недостатков.
Далее рассмотрим дороги из бетона: технологию укладки, преимущества и области применения.
Структура дорожного полотна
Полотно дороги состоит из нескольких слоев:
Подстилающий – это щебень, дренирующий воду из грунта, и песок, компенсирующий поступающие сверху и снизу от грунта нагрузки.- Укрепляющий – этот слой бетона низких марок, связующий подсыпку.
- Основное дорожное полотно – слой бетона.
При укладке магистралей c большим трафиком тяжелых автомобилей дорогу необходимо делать из ненапряженного и напряженного железобетона, арматурный каркас в которых не позволяет камню трескаться под тяжестью большегрузов.
В частном строительстве, а также при организации дорожного полотна на насыщенных водой грунтах или с их высоким уровнем на песчано-гравийную насыпь укладывают гидроизоляцию для дорожного полотна (можно использовать рубероидные материалы). Слой предотвращает постоянное намокание бетона и как следствие – коррозию камня и арматурного каркаса.
Типы полотна
Бетонная дорога хороша и для скоростных магистралей с интенсивным движением, и для поселковых проездов. Для этих случаев выбирают разные типы полотна, отличающихся качествами и стоимостью:
- Однослойное покрытие высокого качества для дорог любого назначения подходит для укладки верхних и нижних слоев;
- Бетон для нижнего слоя полотна дешевый – он обладает невысокой прочностью, к его компонентам предъявляют минимальные требования. Покрытие из такого материала может быть использовано при обустройстве придомовых территорий с малым потоком легковых автомобилей;
- Бетон для основания с усредненными характеристиками под тяжелые и усовершенствованные покрытия. Может быть уложен на дороги поселкового значения;
- В отдельную группу можно вынести организацию дороги готовыми бетонными плитами.
Материалы для заливки полотна
Универсальным материалом для укладки дорог является бетон М400. Его прочности достаточно для выдерживания давления колес легкового и грузового транспорта на городских и поселковых проездах.
Основа бетона – портландцемент, стойкий к воде (1 часть). В раствор также вводят пластификаторы, повышающие гидрофобность покрытия и его прочность. В состав рабочего раствора также входят:
- Щебень – 5 частей;
- Песок – 2 части.
Для бетонирования дороги рационально заказывать готовый бетон с завода – даже для небольшой площадки понадобится немало раствора, заливать который нужно быстро, не давая отдельным партиям схватиться.
Материалы для покрытия дорожного полотна могут отличаться по свойствам в зависимости от предполагаемой нагрузки и условий укладки.
Требования к качеству бетонных дорог
При выборе компонентов для приготовления дорожного бетона ориентируются на СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Документ регламентирует требования к качеству готового полотна:
- Устойчивость к механическим нагрузкам – основное требование к дорожному покрытию. Для автодорог разного назначения показатель определяется индивидуально.
- Отсутствие трещин в покрытии после укладки и при эксплуатации. Решить задачу помогает соблюдение технологии строительства бетонных дорог и правильно подобранный состав рабочего раствора.
- Водостойкость и устойчивость к химическим реагентам. Автомагистрали располагаются в разных условиях рельефа и качества грунтов, а при отсутствии организованного водоотвода (при нарушении технологии строительства) на полотне скапливается вода, ухудшающая его качество.
Требования к бетону
Определяют качество полотна составляющие компоненты, которые также должны проходить тщательный отбор согласно профильным ГОСТам. Например, прочность щебня, способного обеспечить надежную и длительную эксплуатацию дороги, составляет не менее 1200 кг/см2. Для подушки сгодится менее прочный щебень 800-1000 кг/см2.
Подвижность бетонного раствора – 2 см при проведении испытаний конусом. Избежать отклонений от данного параметра помогает большое количество минеральных включений разной фракции.
Еще одно требование к бетону – высокая прочность на изгиб, для этого в раствор вводят пластификаторы и полотно дополнительно усиливают арматурой.
Плюсы и минусы дорог из бетона
По сравнению с асфальтовыми дороги из бетона обладают рядом плюсов:
- Высокая прочность и жесткость покрытия;
- Устойчивость к динамическим нагрузкам более высокого значения;
- Стойкость к нагреву, температурным перепадам;
- Длительный срок эксплуатации без потребности в ремонте;
- Хорошее сцепление дорожного покрытия и автомобильных колес повышает безопасность движения.
Минусов у дорог меньше, но они весомые:
- Большая стоимость строительства;
- Необходимость строгого соблюдения технологии при приготовлении растворов и подборе компонентов;
- Необходимость в полном наборе прочности бетоном перед запуском дороги.
Строительство бетонной дороги
Рассмотрим подробно этапы строительства дорог из бетона, поскольку от соблюдения укладки технологии зависит продолжительность срока службы покрытия.
Подготовка грунта
Земляные работы – одни из самых дорогих и сложных. Перед их началом составляется подробный проект, основанный на геологическом исследовании рельефа. По возможности плоскость укладки дороги делают горизонтальной – холмики снимают, в углубления делают доску с уплотнением пород.
Плодородный слой почвы снимают: при крупном строительстве автомагистрали полностью, для частной укладки придомовых площадок достаточно 15-20 см. Нижние уплотняют катками и вибрационными плитами с большим весом. Это один из самых ответственных этапов – от уровня прочности основания зависит жесткость и целостность покрытия при интенсивных динамических нагрузках.
На этапе подготовительных работ с грунтом продумывают систему дренажа для отведения грунтовой и дождевой воды. Для этого основание делают не в идеальной плоскости, а под небольшим углом 2-4%. Вдоль дороги могут быть обустроены бетонные желоба или естественные откосы, по которым стекает вода в приёмник или в грунт.
Укладка подстилочного слоя
На уплотненный грунт насыпают щебень и песок. Они выполняют функцию компенсатора нагрузок и дренажа воды.
Толщина слоев подсыпки зависит от типа рельефа и свойств оснований и колеблется в районе 20-40 см. При укладке дорог междугороднего значения между песком и щебнем часто укладывают геотестиль – он не позволяет фракциям смешиваться и насыпи лучше выполняют свои функции.
На основаниях с высоким уровнем грунтовых вод рационально делать более толстым насыпь щебня – он не вымывается и хорошо дренирует воду. Песок обязательно укладывают под слои бетона – он образует плотную подушку.
И песчаный, и щебневый слои обязательно уплотняют катком или вибропитами для достижения высокой прочности подушки.
Подстилочный слой для удобства иногда закрывают тонкой стяжкой бетона толщиной до 5 см, поверх укладывают гидроизоляционное полотно.
Монтаж опалубки и армировка
Бетон слаб к изгибающим нагрузкам, поэтому применение арматуры лишним не бывает – выбор ее типа зависит опять же от характеристик основания. В некоторых случаях армирование вообще может не применяться.
Диаметр арматуры для бетонного полотна принимают только конструктивно по расчетам. Обычно это прутки от 10 мм, сваренные в сетку с ячейкой от 150 мм. Укладывают арматурные изделия в бетонный слой на высоте не менее 4 см от нижней плоскости. Важно, чтобы сетка оказалась в нижней части плиты, поскольку именно в ней концентрируется разрушающая нагрузка и образуются трещины.
Самый простой способ сделать опалубку – использовать толстые доски сечением 50×150 мм (выбор высоты зависит от проектного слоя бетонного основания и покрытия). Также подойдет толстая фанера. Доски и фанеру фиксируют арматурными колышками, воткнутыми в грунт с внешней стороны полотна. При укладке дорожек для пешеходов и стоянок для автомобилей опалубку может заменить бордюрный камень, установленный на этапе подготовки к заливке.
Укладка бетонного покрытия
Заливка дороги бетоном должна осуществляться непрерывно, поэтому материалы для полотна готовят сразу в нужном количестве. Бетон целесообразно заказывать с завода, при строительстве крупных дорог неподалеку от объектов устанавливают временные мобильные цеха по производству раствора, что сокращает расходы на доставку.
При необходимости на основание с подсыпкой укладывают бетон низких марок (например, М200), затем финишным раствором М400 с присадками.
Укладка верхнего покрытия происходит в 2 этапа: сначала заливают подложку 30-40 мм, на него укладывают арматурную сетку и заливают остальную толщину.
Общая толщина слоя около 12 см, иногда больше или меньше.
Бетон заливают на подготовку без перерыва и сразу выравнивают поверхность. Материал постоянно подвозят, работы идут круглосуточно.
После укладки бетон обязательно уплотняют вибропрессованием. Процедура изгоняет пузырьки воздуха и уплотняет структуру готового покрытия.
Нарезка и герметизация температурных швов
В устройство бетонной дороги входит нарезка полотна на сегменты. Это возможно, тогда бетон наберет достаточную прочность 50-60% и будет выдерживать вес человека и режущего оборудования.
Швы нужны для компенсации температурного расширения, которому в разной степени повергается бетонный камень. При сезонном изменении объема плит в дорожном покрытии не образуются трещины.
Распиловку осуществляют специальным инструментом – расшивкой.
Температурные швы делают на расстоянии, определенном расчетами. Одна из формул определения — толщина покрытия × 30.
Чтобы через швы в плиту не проникала вода, их заполняют битумно-полимерными герметиками.
Уход и профилактика бетонного покрытия
Чтобы труды не прошли впустую, по технологии бетонную дорогу можно открывать для движения только после полного набора бетоном прочности, то есть через 28 дней.
Для предотвращения разрушения полотна его защищают полимерными пропитками, которые образуют на поверхности водонепроницаемую пленку. Правда, такие снижают шероховатость дороги и ее сцепление с колесами. Это отрицательное качество для скоростных магистралей, поэтому в большинстве случаев полотно оставляют как есть. Если подготовка грунта и технология укладки были соблюдены, швы нарезаны правильно, по целостности плит ничто не угрожает долгое время.
Еще один способ профилактики и ремонта бетонных дорог укладка слоя износа. На бетон наносят асфальт, который обеспечивает сцепление колес с покрытием, и продлевает срок службы самой магистрали в несколько раз. Кроме того, ремонт асфальтобетонного покрытия гораздо дешевле.
При появлении трещин необходимо принимать меры по их устранению. Для заделки небольших нарушений используют специальные шпатлевки, для ремонта более глубоких повреждений – раствор бетона. Во всех случаях трещину расчищают и увлажняют перед введением заполнителя.
При возникновении разлома придется снимать весь участок полотна. Причиной таких деформаций является недостаточное уплотнение грунтового основания или насыпи.
betonopedia.ru
Предварительные работы перед укладкой покрытия дорожной одежды
В статье описывается пошаговая технология подготовительных работ, которые необходимо выполнить перед основными этапами укладки дорожной одежды.
Как правильно рассчитать толщину всех слоев дорожной одежды.
Расчет толщины дорожной одежды
Дорожная одежда должна обеспечивать движение автотранспорта, передавая вертикальные и горизонтальные нагрузки материковому грунту. Каждый слой дорожной одежды рассчитывается исходя из особенностей грунта, требований жесткости, количества и веса проходящих по дороге машин, климатических условий и других факторов.
Основание дорожной одежды обеспечивает распределение вертикального давления по большой площади грунта и дренаж дождевой воды.
При необходимости рассчитываются продольный и поперечный водоотводы. На стадии проектирования рассчитываются нагрузки и требуемые толщина и структура каждого слоя.
Требования к грунту
Перед началом работ по проектированию дорожной одежды, проводят инженерно-геологические изыскания, чтобы определить климатические условия, наличие и количество грунтовых вод, состав грунта и меры по его укреплению. По результатам этих изысканий и планирующейся интенсивности движения определяется тип дорожных одежд – жесткие или не жесткие. Если исследования проведены с ошибками, велик риск повреждения дорожной одежды в результате проседания или вымывания грунта.
Земляное корыто
После проведения инженерно-изыскательских и проектировочных работ, начинаются земельные работы. Необходимо подготовить земляное корыто(ЗК). ЗК – траншея в земле, задача которой обеспечить боковую поддержку нижних слоев основания дорожной одежды и требуемое возвышение покрытия над уровнем грунта. Это необходимо для того, чтобы сохранить дорожную одежу от дождевых вод и попадания на проезжую часть грязи. Во время дождя попавшая на проезжую часть раскисшая земля многократно уменьшает сцепление колес с верхним слоем дорожной одежды. ЗК делается бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками и грейдерами. Удаленный из ЗК грунт может быть использован для обустройства обочин.
Земляное корыто делается бульдозерами, экскаваторами, погрузчиками и грейдерами.
Дренажный слой
Дренажный слой делают из крупного чистого песка или щебня твердых горных пород фракции 70-100 мм. При использовании песка, дренажный слой толщиной более 50 см выполняет функции защиты от промерзания.
Дренажный слой равномерно распределяет вертикальную нагрузку на дорожную одежду по максимально возможной площади грунта. Оптимальным является устройство песчаного слоя, а над ним слоя из щебня крупных фракций. Такое основание обеспечивает хорошее дренирование дождевых вод, и выдерживает сильное вертикальное давление, что позволяет применять его для дорог общего пользования с высокой интенсивностью движения автотранспорта.
Песок и щебень доставляют до места проведения работ самосвалами, и распределяют с помощью грейдеров, обеспечивающих выравнивание слоя. Песок не подвергается уплотнению. Щебень после укладки необходимо уплотнить тяжелыми катками с массой выше 10-15 тонн, в зависимости от толщины слоя. Тщательное уплотнение сохранит дорожную одежду от последующего проседания щебенчатого слоя и повреждения покрытия. При уплотнении катками необходимо обеспечить достаточное увлажнение щебня.
После уплотнения необходимо уложить слой щебня меньшей фракции. Это обеспечит расклинцовку – менее крупный щебень заполнит пустоты более крупного щебня, и обеспечит равномерную передачу вертикальных и горизонтальных нагрузок. Этот слой тоже должен быть уплотнен катками с обязательным увлажнением. Щебенчатое основание дорожной одежды состоит из двух или трех слоев, в зависимости от проектной интенсивности движения.
Грейдер обеспечивает выравнивание слоя песка и щебня.
Слой бетона
Для повышения стойкости к деформации, появлению трещин, колейности и более качественной теплоизоляции асфальтобетонного покрытия дорожной одежды, используют бетонный слой. Он укладывается на верхний щебенчатый слой. На уплотненный щебенчатый слой укладывают металлическую или стекловолоконную арматуру, перевязывают ее между собой.
Отказ от арматуры уменьшает стоимость работ, и сильно снижает прочность дорожной одежды.
Для бетонного слоя используют тощие бетоны, состоящие из щебня твердых горных пород, песка, и минимального количества цемента. Такой бетон доставляют до места работ в грузовиках, оборудованных миксерами, укладывают с помощью асфальто- и бетоноукладчиков и после укладки уплотняют катками.
Асфальто- или бетоноукладчик укладывает тощий бетон для бетонного слоя дороги.
Бордюры
В зависимости от толщины асфальтобетонного покрытия, бордюры устанавливаются до или после заливки бетонного слоя. При отсутствии слоя бетона, бордюры устанавливаются на верхний щебенчатый слой. Установка бордюров до начала укладки асфальтобетонного слоя позволит уложить асфальтобетон более качественно, вплотную к бордюрам. Это позволит уменьшить просачивание дождевых вод.
Соблюдайте последовательность основных работ, проводимых при строительстве дорожной одежды, чтобы подготовить одежду к укладке асфальтобетонного покрытия.
roadmasters.ru
Технология строительства дороги из дорожных плит
Home » Статьи » Строительство дороги из дорожных плитДорожные плиты – железобетонные изделия, укладываются на прочное основание в качестве дорожного покрытия. Процесс укладки занимает очень малое время, а основание для их укладки не требует больших трудовых затрат. Благодаря этому, дороги из дорожных плит строятся в кратчайшие сроки.
Из дорожных плит очень часто сооружают временные дороги, например, на строительных площадках. Но существует большое количество полноценных дорог из железобетонных изделий. Кроме этого, могут служить довольно-таки качественным основанием для укладки асфальтного покрытия.
Основные преимущества строительства дорог из дорожных плит
Дороги из дородных плит последнее время становятся все более популярными.
А все, благодаря тому, что данные дороги имеют целый ряд преимуществ:
- Скорость выполнения работ. Строительство дорог происходит очень быстро. Это самый быстрый способ сооружения дорог.
- Возможность использования в качестве основы для асфальта. При соблюдении технологии укладки, могут служить основой для укладки асфальтного покрытия. Это позволяет очень быстро превратить временную дорогу в постоянную.
- Минимум затрат на основание. Для строительства не требуется больших затрат на подготовку основания. В большинстве случаев, делается только песчано-гравийная подушка небольшой толщины, на которую сразу же укладываются дорожные плиты.
- Возможность повторного использования. Абсолютно все подлежат демонтажу и повторной укладке. Это дает возможность использовать одни и те же плиты для строительства нескольких временных дорог. Наиболее часто этим пользуются строительные компании, которые перемещают данные плиты с одного строительного объекта на другой.
- Можно использовать на любых грунтах. Очень часто возникает необходимость прокладывания дорог через болотистую местность. Обычная асфальтная дорога в такой местности разрушиться очень быстро. А вот дорога из бетонных плит будет эксплуатироваться очень длительное время.
Технология укладки дорожных плит
Процесс укладки дорожных плит, как и строительство любой другой дороги, требует соблюдения технологии.
Весь процесс укладки дорожных плит можно условно разделить на следующие этапы:
- Подготовительные работы. На данном этапе производится снятие верхнего плодоносного слоя грунта. В некоторых случаях, осуществляется еще дополнительная выемка грунта. Данные земляные работы осуществляются, чаще всего, с применением экскаватора погрузчика. Такая спецтехника способна не только снять небольшой слой почвы, но и переместить его на небольшое расстояние.
Если дорога из дорожных плит будет постоянной, то возникает необходимость обустройства дренажной системы, которую можно сделать пи помощи того же экскаватора погрузчика. Если дорога будет временной, то можно обойтись без сооружения системы отводы воды. - Подушка под дорожные плиты. Под любое дорожное покрытие возникает необходимость в сооружении специального подстилочного слоя. Если под асфальтное покрытие укладывается сначала песок, а потом щебень, то под дородные плиты данные материалы укладываются наоборот. Сначала укладывается слой щебня, а только потом песок. Толщина слоев этих материалов зависит от типа грунта и нагрузки на будущую дорогу. Толщина данных слоев в каждом случае рассчитывается индивидуально. В некоторых случаях, под подстилочный слой укладывается еще геотекстиль.
Песчаный слой выравнивается и уплотняется. Если во время уплотнения песка образовываются неровности, то в такие места подсыпается дополнительное количество песка. Для уплотнения песка используют специальные трамбовки или грунтовые катки (в случае больших объемов). Песок необходимо трамбовать послойно. - Укладка дорожных плит. Это основной этап строительства дороги. На данном этапе дорожные плиты укладываться при помощи автокранов. Каждую плиту после укладки необходимо придавить. Для этого берут толстую доску, кладут ее на плиту и несколько раз наносят удары большой тяжелой кувалдой. После таких ударов дорожные плиты прижимаются к песчаной подушке всей поверхностью.
- Завершающие работы. Существует две разные технологии укладки. Первый вариант – плавающие плиты. В таком случае швы между дорожными плитами засыпаются обычным песком. Такие плиты смогут двигаться независимо друг от друга. Если же плиты планируется зафиксировать статически, то их сваривают между собой. Сваривание плит осуществляется за счет сварки боковых металлических петель. В данном случае, все плиты жестко соединяются между собой в одну целостную конструкцию. Швы между плитами необходимо заделать полусухим цементно-песчаным раствором.
Изготовление дорожных плит
Все дорожные плиты изготавливаются на специальных заводах, которые производят конструкции из железобетонных изделий. Они должны быть изготовлены именно на заводах, а не в кустарных условиях. Если Вам предлагают бетонные дорожные плиты без арматуры по очень выгодной цене, то лучше отказаться от покупки таких плит. Дорожные плиты должны быть изготовлены из железобетона (внутри бетона должна быть арматура). Только железобетонные плиты могут выдержать полноценные нагрузки от автомобилей.
Толщина составляет от 14 до 18 сантиметров. Для каждой дороги толщина подбирается индивидуально в зависимости от типа грунта и нагрузки на дорогу. Бетон, который входит в состав плит, должен соответствовать специальным стандартам. Качественный бетон производится только на полноценных заводах по изготовлению железобетонных изделий.
Где можно заказать строительство дороги из дорожных плит?
Большое количество недобросовестных компаний укладывают дорожные плиты на очень тонкий слой песка. За счет этого у них получается сэкономить приличную сумму. Но плиты на такой подушке не могут полноценно эксплуатироваться. Такая дорога начнет разрушаться после первой же зимы.
Наша компания дорожит своей репутацией. Именно поэтому мы выполняем все работы согласно с нормами и стандартами. Нет ни одного негативного отзыва о работах, которые проводила наша компания. Все наши клиенты остаются довольными и рекомендуют наши услуги другим.
arenda-ekskovatora-pogruzchika24.ru
Ручная укладка дорожного покрытия из асфальтобетона
Ручная заливка литой АБС
Применение литой смеси позволяет выполнять ямочный ремонт по отношению к повреждениям любого размера и глубины, но при вырезке карты важно задать правильную ширину, чтобы ремонтная смесь после выравнивания полностью совпала по высоте с уровнем верхней части дорожных одежд. Соблюдение прямоугольной формы карт рекомендовано и при этой технологии, поскольку это позволяет предупредить возникновение растрескиваний на стыке старого покрытия и области, подвергшейся восстановлению.
Процесс нанесения литого асфальта при обустройстве новой дороги и выполнении ямочного ремонта абсолютно идентичен и предполагает выполнение работ в следующей последовательности:
- Доставка материала с завода в кохере, который подогревает материал, сохраняет его температуру и обеспечивает перемешивание с целью упреждения пригорания и создания равномерной структуры.
- Подготовленная смесь заливается порционно, чтобы материала было достаточно для заполнения необходимой карты или участка.
- Слой литого асфальта разравнивается с обеспечением совпадения верхних уровней.
- Полученное покрытие засыпается черным щебнем с фракционным размером 10-15 мм, что позволяет обеспечить более высокие адгезивные свойства покрытия. После засыпки выполняется утрамбовка, обеспечивающая заглубление щебня.
Если при создании литой АБС используется рециклер, нужно правильно рассчитывать объем битума, щебенки, минеральных порошков, песка и полимеров. Пропорции материалов определяются лабораторным способом по данным исследования поврежденного покрытия и с учетом материалов, которые есть у ремонтной компании в наличии.
Используемое оборудование
Отсутствие тяжелой дорожной техники при ручном ремонте или обустройстве новых дорог предполагает, что в ходе выполнения работ будет использовано специализированное оборудование для дорожного строительства.
К наиболее часто используемому оборудованию при ручной строительно-ремонтной технологии можно отнести:
- Заливщики швов. Этот тип оборудования преимущественно применяется для заливки карт и швов битумными материалами во время выполнения ямочного ремонта. Установки обеспечивают плавление, перемешивание и нагрев смесей, и выполнение заливки со строгим контролем количества используемого материала.
- Швонарезчики. Удобная и мобильная техника обеспечивает быструю и качественную нарезку карт.
- Гудронаторы. Небольшие ручные установки обладают достаточной производительностью для того, чтобы выполнить равномерное нанесение ВБЭ на щебенчатый слой при подготовке основания и в полость карты на ремонтируемом участке.
- Виброплиты. Одним из наиболее важных этапов при подготовке основания, прокладке покрытия и восстановлении поврежденных зон является качественное уплотнение, достигаемое за счет использования виброплит. В отдельных случаях, например, при ремонте небольших участков, виброплиту может с успехом заменить вибротрамбовка.
- Тепловое копье. Этот тип установок применяется для очистки и просушки карт и трещин перед проведением ремонта.
- Ручной дорожный инструмент. При закладке АБС вручную часто применяется вспомогательный инструмент: тележки для транспортировки литого асфальта, грабли для распределения и выравнивания материала и прочее.
Представленный спектр оборудования и инструментов, а также различные материалы для дорожного строительства можно по выгодным ценам купить у ведущей компании-производителя «РР-СИСТЕМС». Мы предлагаем клиентам широкий ассортимент высококачественных товаров и осуществляем отправку заказов во все регионы России.
Техника безопасности
С целью создания безопасных условий в зоне проведения ремонта или строительства обязательно выполняется ряд стандартных процессов. Под этим подразумевается согласование работ с ГИБДД и объединением административно-технических инспекций, установка заградительных конструкций и временных знаков в ремонтной зоне, нанесение разметки.
Рядом с местом выполнения работ размещается обустроенная бытовка, в которой есть в наличии аптечка, укомплектованная различными препаратами (обязательно наличие противоожоговых и кровеостанавливающих средств) и достаточный запас чистой питьевой воды. Работники, задействованные в ремонтно-строительном процессе, экипируются спецодеждой, которая для повышения заметности выполняется в ярко-оранжевом цвете и оснащается светоотражающими элементами. В качестве рабочей обуви используются удобные ботинки на прочной, высокой подошве.
Обустройство дорог из асфальтобетона требует использования различного оборудования, дорожного инструмента, знания и соблюдения различных аспектов технологии, при помощи которых можно добиться высокого качества покрытия без применения асфальтоукладчика и другой сложной дорожно-строительной техники.
asfaltok.ru
температура смеси, каток для укатки, фрезерование, швонарезчик и краска
Рейтинг материала
20 out of 5
Экологичность20 out of 5
Практичность20 out of 5
Внешний вид16 out of 5
Простота изготовления16 out of 5
Трудоемкость при использованииИтоговая оценка
На данный момент асфальт считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.
Технология укладки асфальта
Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.
Фракции укладываются от самой большой к наименьшей и очень тщательно прикатываются катком. На первом этапе необходимо формирование особой подушки, на которой и будет расположен асфальт.
Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.
Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:
- Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
- Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.
Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.
При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.
На видео — технология укладки холодного асфальта:
Нанесение пропитки
На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:
- На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
- Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
- Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.
При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются эксплуатационные качества асфальта и продлевается срок его службы.
Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.
На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта
Укладка асфальта своими руками
В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.
При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:
- Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
- Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
- На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
- Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
- Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.
Температура асфальта при укладке очень важна. Она не должна опускаться менее 120С, иначе в скором времени покрытие полностью придет в негодность.
При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.
Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:
Ремонт дорожного полотна
По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.
После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.
Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.
Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.
Снятие асфальта швонарезчиком
Ямочный ремонт
Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.
Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:
- Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
- Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
- На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.
На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:
Оценка материала
Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:
- Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
- Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
- Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
- Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
- Невозможно изготавливать самостоятельно;
- Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.
Вконтакте
Одноклассники
Google+
И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.
stroyres.net
Как строят дороги в России (в идеальном варианте)
Несясь в автомобиле по асфальтированному шоссе, мы редко задумываемся о том, что дорога, хоть и сложена в основном из простых природных материалов, являет собой весьма непростое инженерное сооружение. На строительстве дорог сегодня бал правит хайтек — здесь работает техника, ориентирующаяся по GPS и понимающая CAD-модели. В чем же причина того, что большинство наших дорог по‑прежнему, как говорится, «оставляет желать»?
Услышав словосочетание «дорожная одежда», непосвященные сразу подумают о каких-нибудь непритязательных и не слишком марких предметах гардероба. Между тем это профессиональный термин, обозначающий совокупность конструктивных слоев проезжей части. Термин точно отражает реальность — в ходе строительства шоссе и автомагистралей участок земли действительно «одевают», причем качество тех «одежд», что скрыты под асфальтобетонной гладью, имеет для качества всей дороги решающее значение.
Дорожное строительство требует обширного парка машин, которые используются на всех этапах создания дорожных одежд. Это экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, карьерные и сочлененные самосвалы, асфальтоукладчики, разнообразные катки и, наконец, машины для нанесения дорожной разметки и установки бордюров и отбойников. Многие из них сегодня работают под управлением электроники и осуществляют привязку к местности с помощью GPS.
Победа над глиной
Что и как будет уложено под асфальтом, решается в ходе геологических изысканий. На месте будущей дороги делаются скважины, шурфы, берутся пробы грунта для исследования его физико-механических свойств. Также определяется уровень грунтовых вод. Как известно, вода — главный враг дорожного покрытия, ибо, проходя через циклы оттаивания-замерзания, она способна мельчайшую трещинку превратить в огромную дыру. Если вода стоит под дорожным покрытием, то при воздействии на него колесами автомобилей эта водяная «линза» может вызвать пучение асфальта и в конце концов разрушить его. Отвести, выгнать, отдалить зловредную влагу — одна из главных задач дорожников, от успешного решения которой зависит качество и долговечность дороги. Хорошо, если в местности, где прокладывается шоссе, песчаный грунт. Тогда задача сильно упрощается, так как песок - прекрасный дренирующий материал. Но в Подмосковье, например, такой роскоши почти нет: под ногами тяжелые глины и суглинки. На такие почвы для дренажа приходится укладывать внушительной толщины подстилающий слой из песка.
Первая стадия дорожного строительства — подготовка грунта. Специальный каток для уплотнения грунта использует как гладкие, так и кулачковые вальцы На их поверхности имеются специальные выступы).
Однако и песок просто так на землю не высыпают: чаще всего требуются предварительные работы по стабилизации грунтов. Для этого используется машина под названием «рисайклер». Это слово наводит на мысль о повторном использовании чего-то, и действительно, рисайклеры применяются при реконструкции старых дорог, в тех случаях, когда новое покрытие делается на основе переработки старого. Однако при стабилизации грунтов рисайклер просто перемешивает в бункере взятую на месте почву с разного рода органическими и неорганическими добавками, такими как цемент, известь, золы-уносы, вспененные битумы и т. д. Уложив полученную смесь на место будущей дороги и уплотнив ее, строители получают хорошо подготовленное основание. Теперь можно класть подстилающий слой из песка. Песок используется средний и крупный — чем крупнее песок и чем меньше в нем глинистых частиц, тем быстрее и легче будет отводиться через него вода в кювет. Толщина подстилающего слоя варьируется в диапазоне 50−60 см. Песок разравнивается грейдерами и бульдозерами и уплотняется с помощью катков.
Создание основы. С помощью бульдозеров и грейдеров на грунт настилается дренажный слой в виде песка, а затем укладывается основа из щебня разных фракций. И песок, и щебень уплотняются катками.
Каменное ложе
Теперь приходит время укладки основания, в качестве которого обычно выступает щебень. Тут тоже есть немало технологических тонкостей. Щебень различается как по гранулометрическим параметрам (размер и форма), так и по марке прочности. Марки 600 и 800 — это щебень из сравнительно мягких известковых доломитовых пород, а щебень марок 1000 и 1200 происходит из гранитов, добываемых в Карелии. Понятно, что известковый щебень и менее прочный, и выдерживает меньше циклов оттаивания-заморозки. Но все же он применяется при строительстве дорог низших категорий с невысокими нагрузками и низкой интенсивностью движения. В дорогах первой технической категории используется гранитный щебень марок 1000 и 1200. Насыпать на подстилающий слой «разнокалиберный» щебень — значит безнадежно испортить дорогу.
Асфальтоукладчик укладывает на основу уже уплотненный пласт асфальтобетонной смеси. За один проход современная машина способна покрыть асфальтом полосу более 10 м. Обычно укладывается три слоя асфальтобетона.
В реальности к месту строительства щебень поставляется в виде фракций, внутри которых размеры отдельного камешка не могут выходить за пределы заданного диапазона, например 40−70 мм. Это самая крупная фракция, которая укладывается сразу на уплотненный дренажный слой. Далее насыпается более мелкая фракция (20−40 мм), затем еще более мелкая (5−20 мм). Смысл всего этого действа в том, что щебень нижнего слоя расклинивается более мелким, или, иначе говоря, мелкая фракция заполняет пустоты среди камешков фракции крупной. Так достигается прочность основания. При этом немалое значение имеет и форма щебня. Современное дробильно-сортировочное оборудование придает ему кубовидную форму; напротив, если щебень «лещадный», то есть вытянутый и тонкий (похож на леща), расклинить его практически невозможно. На дороге, в основание которой положен лещадный щебень, асфальтобетонное покрытие будет ломаться под колесами, как шоколад.
Уложенный асфальтобетон требует дополнительного уплотнения. Современные катки с помощью автоматизированных систем контроля способны варьировать уплотняющее воздействие на разных участках.
Однако просто уложить щебень пофракционно (толщина основания равна примерно 24−28 см) и уплотнить его катками иногда бывает недостаточно. Для дорог первой технической категории, которые подвергаются наиболее интенсивным нагрузкам, в основание укладывается так называемый «тощий» цементобетон. Тощий он потому, что включает в себя меньшее количество связующих веществ по сравнению с бетонами, используемыми в строительстве и промышленности. По этой причине бетон для дорожной одежды менее прочный, но для основания этой прочности вполне достаточно.
«Сложнее всего сделать качественное земляное полотно и качественную основу, — объясняет Сергей Куличков, генеральный директор подмосковной дорожностроительной компании «Дортрансстрой». — Тех, кто укладывает асфальт, можно назвать «белой костью» среди дорожников - им проще, они всегда идут по чистому ровному основанию. А тем, кто возводит земляное полотно и нижние слои дорожной одежды, приходится иметь дело с грунтовыми водами, с грунтами, далеко не каждый из которых пригоден для устройства основания или насыпи, с огромными массами песка и щебня. И именно качеству этих работ у нас в стране зачастую уделяется недостаточное внимание».
На завершающей стадии дорожники обустраивают построенное шоссе: устанавливают знаки, ставят ограждения и наносят разметку. При больших объемах работы все эти операции также механизированы и автоматизированы.
В Европе щебня не жалеют
Следующий этап строительства дороги — укладка асфальтобетонного покрытия, и оно также строится из нескольких слоев. Нижний слой — это, как правило, крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь. Выше идут слои из более плотных смесей. Вообще асфальтобетонные смеси различаются по типам и маркам. Марка обозначает состав смеси, наличие в ней щебня тех или иных марок прочности, минеральных порошков, битумов и прочих добавок. Тип определяется процентной долей щебня в составе смеси.
«Надо признать, что в Европе уделяется больше внимания качеству материала в асфальтобетонной смеси, - говорит Сергей Куличков. — Например, вместо трех фракций щебня у нас на Западе применяется пять-шесть фракций. Также при строительстве европейских дорог там предпочитают использовать высокощебенистые смеси. Если в составе российского типа А находится до 45−50% щебня, и это максимум, то иностранные компании применяют асфальтобетонные смеси с содержанием щебня до 70%, что, конечно, придает их дорожному покрытию дополнительную прочность».
В последнее время есть тенденция дополнительно покрывать асфальтобетон так называемыми слоями износа. Этот слой имеет толщину 1−1,5 см и не обладает прочностью и долговечностью асфальтобетона, однако выполняет функцию его защиты. По прошествии трех-четырех лет, после того как интенсивное движение и шипы зимних шин полностью истончат этот слой, его просто заменяют. Это гораздо проще, чем восстанавливать разрушенное асфальтовое покрытие с помощью фрезы и асфальтоукладчика. Одна из наиболее известных технологий создания cлоя износа называется «чипсил» (англ. - chip seal), ее также используют для косметического ремонта дорожного покрытия. Суть ее в том, что на асфальтобетонную поверхность выливают горячий битум, на который затем рассеивают мелкодисперсный щебень. С этой технологией сталкивались, наверно, все, кто водит автомобиль. Почему-то в нашей стране обычно открывают движение по обработанной «чипсилом» дороге еще до того, как битум затвердеет. Возможно, проезжающие автомобили вносят свой вклад в уплотнение слоя износа, но барабанящие по днищу мелкие камешки все же слегка нервируют.
Ретро-шоу. Когда-то дорожная техника выглядела так. На фото — паровой каток, построенный в 1920-х известной американской фирмой Babcock & Wilcox. Сейчас такие катки участвуют в шоу реконструированных машин.
Миллиметры асфальта
Несмотря на бытующее представление о дорожном строительстве как о низкотехнологичной и малоавтоматизированной сфере, его можно с полным правом назвать сегодня оазисом хайтека. Даже на этапе земляных работ роль человеческого фактора может быть сведена к задачам контроля за работой техники. Достаточно загрузить в компьютер землеройной машины CAD-модель местности, и электроника с помощью GPS сама привяжет эту модель к ландшафту, не позволяя экскаватору копать глубже, мельче, шире или уже, чем предусмотрено проектом. То же самое касается грейдеров, которые профилируют насыпь или слой щебня в соответствии с параметрами, заданными бортовой электроникой и навигацией.
Пульт управления современным асфальтоукладчиком вполне сравним с кокпитом пассажирского лайнера. Обилие приборов говорит о том, что рабочим процессом управляют сенсоры и автоматика, а оператор его контролирует.
Схожие технические чудеса можно наблюдать и в другой дорожно-строительной технике. Еще со времен древних римлян дорожное покрытие имеет слегка выпуклый к центру профиль — ну конечно же для того, чтобы избежать образования луж. Нечто подобное есть и у современных дорог. Согласно нормативам, на прямых участках дороги этот уклон составляет 20, а на виражах — 30−40 промилле. В общем, речь идет о величинах, практически не заметных глазу и уж точно не высчитываемых «на глазок». Зато придерживаться заданных параметров вполне по силам автоматике, установленной на машинах. Вот пример. Капитальный ремонт дороги (в отличие от пресловутого «ямочного» ремонта) осуществляется с помощью так называемой фрезы — фрезеровочным барабаном машина срезает слой разрушенного асфальтобетонного покрытия. Затем асфальтоукладчик кладет на это место сформированный им и уже частично уплотненный слой асфальта. В недавние времена, когда управление фрезой осуществлялось преимущественно оператором, случались значительные отклонения от заданной глубины срезания (например, шесть сантиметров вместо трех). В итоге в этом месте укладывался дополнительный трехсантиметровый слой асфальтобетона, что влекло за собой перерасход материалов и увеличение стоимости работ. В наши дни ничего подобного не происходит. С помощью электроники и ультразвуковой системы нивелировки фреза срезает покрытие ровно на заданную глубину, причем с учетом профиля дороги. Асфальтоукладчик (также с соблюдением толщины и профиля) кладет на ремонтируемый участок новый слой асфальтобетона.
Как повелось со времен древних римлян, дорога — это совокупность поддерживающих слоев и дорожного покрытия. Правда, с тех пор дороги стали более широкими, а основание относительно ширины — «похудело». Главный враг дороги — вода, и потому первым делом надо подумать, как защитить асфальт от грунтовых и дождевых вод. С этой целью укладывается дренажный подстилающий слой из песка. Иногда используются специальные ткани (геотекстиль) для отвода влаги из-под дорожных одежд капиллярным способом.
Все хорошее — дорого
Современные катки, выпускаемые такими известными компаниями, как BOMAG и HAMM, просто напичканы интеллектуальной электроникой. Например, машина подобного класса через каждые несколько сантиметров замеряет параметры уплотняемого материала и в режиме реального времени передает все эти данные на пульт оператора, где рисуется карта работ, привязанная к местности с помощью GPS. Такие системы, как Variocontrol или Asphalt Manager, дают возможность в автоматическом режиме варьировать процесс уплотнения, заставляя валец катка не просто прокатываться по поверхности, но и на некоторых участках совершать дополнительные колебательные движения вдоль собственной или вертикальной оси (валец как будто «поколачивает» или «поглаживает» лежащий под ним щебень, песок или асфальтобетон). Так достигается наилучшая компоновка уплотняемого материала.
Однако доступна ли подобная «умная техника» всем дорожным строителям России? «Конечно нет, — замечает Сергей Куличков. — Мы, те, кто ближе к Москве, можем работать и с иностранными кредитами, и с частными инвестициями — отсюда больше возможностей. Единственное упование дорожников в небогатых регионах - федеральные деньги, которых, как всегда, не хватает. Система управления тем же экскаватором с помощью навигации стоит немало: на оснащение ею единицы техники нам приходится тратить около $150 000. А в регионах эксплуатируется дешевая техника, стоимость катка или экскаватора там не превышает $30−50 тысяч. Покупать для нее дополнительное оборудование, которое окажется в три-четыре раза дороже самой машины, — увы, непозволительная роскошь».
В завершение беседы с Сергеем Куличковым нам захотелось узнать мнение профессионального дорожника о том, обречена ли Россия на плохие дороги и не мешает ли нам обзавестись качественными магистралями наш суровый и переменчивый климат.
«Никаких естественных причин, препятствующих тому, чтобы у России были качественные долговечные дороги, нет, — считает Сергей. — В настоящее время существуют техника и технологии, с помощью которых этого легко добиться. Вопрос прежде всего в контроле качества исходных материалов и исполнения работ. Причем повысить планку в отношении параметров качества необходимо на государственном уровне. Хорошие дороги - это вопрос желания и должной организации. Тогда деньги, которые сейчас вкладываются, — а сейчас в нашей сфере распространено частно-государственное партнерство - однажды себя оправдают».
Статья «Умный каток и одежды дорог» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).www.popmech.ru