Архитектурная деталь – Архитектурные элементы фасада здания — виды, описания, инструкции по монтажу

Автор

Архитектурные детали зданий

 

Архитектурные детали, украшающие частный коттедж в Тюмени, определяют его классические черты.

Архитектурные детали зданий влияют на впечатление, которое они производят и становятся одним из отличительных признаков стиля. Рассмотрим архитектурные детали здания классического стиля. Нижнюю часть фасада — цоколь — нередко облицовывают плитами из мрамора, гранита, песчаника, керамики, отделочной штукатуркой со специальными наполнителями, укрепляющими состав, декоративными кирпичами, термопанелями, рустованным камнем. К архитектурным деталям здания относятся такие элементы как пилястры, карнизы, филенки, лопатки, кронштейны. Пилястры выполняют не только эстетические функции, но и являются ребрами жесткости, укрепляющими стены. Пилястры изготавливают самого разного вида — гладкие, с каннелюрами по всей высоте или частично. Нередко ниже пилястры располагают базу, а выше — капитель, соответствующую определенному ордеру.

Пилястры украшают фасад дома в Заречье.

Карнизы бывают венчающие, лобовые, располагающиеся на верхних частях стен, или межэтажные. Филенки — рамки, которые окантовывают определенный участок стены. Часто их располагают над окнами или под ними. Украшают фасады и лопатки — узкие вертикальные полоски, с гладкой или рустованной поверхностью. Нередко из лопаток составляют горизонтальные пояски между этажами.

Карниз на стене загородного дома.

Очень важными архитектурными деталями здания, формирующими его дизайн и внешний вид, являются окна, двери, а также ниши, фронтоны, аркады, арки, колонны, балюстрады. В зависимости от выбранного стиля оконные проемы делают полуциркульными, овальными, прямоугольными, круглыми. Окна на фасаде могут образовывать группы или располагаться отдельно.

Полуциркульные окна.

Проемы дверей тоже могут принимать разные формы, особенно популярны полуциркульные проемы. Двери и окна оформляют наличниками, карнизами, сандриками, колоннами, пилястрами.

Оконные проемы особняка в Тюменской области отделаны наличниками.

Ниши — углубления в стене, которые могут приобретать разные формы. Иногда внутрь ниш помещают статуи и скульптуры, вазоны, картины или оформляют мозаикой. Аркада представляет собой повторяющиеся полуциркульные проемы, окна, ниши. Балюстрады часто устанавливают на крыше, окантовывая ее по периметру, или на террасах, под окнами и на балконах. К архитектурным деталям относятся парапеты, венчающие стены и ограждающей крышу. Аттик представляет собой архитектурный элемент над карнизом, который часто декорируют барельефами, лепниной, мозаичными или фресковыми изображениями.

Архитектурная деталь аттик на фронтоне Большого театра. г. Москва.

Архитектурные детали здания симферопольской кенасы — сооружении караимов. 19 в.

Балконы являются важной архитектурной деталью здания, эти выносные элементы конструкции, огражденные перилами, опираются на выносные балки или колонны. Лоджии могут составлять часть внутренних помещений дома, и их отличие от остальных комнат будет заключаться в отсутствии наружной стены. Или же лоджии выступают относительно фасада и отличаются от открытых балконом наличием стен и перекрытия, закрывающих их с трех сторон. Фронтоны — элемент классического ордера — верхняя часть стены, обычно треугольной (или лучковой) формы, ограниченная карнизами. Поле фронтона может быть заполнено барельефами, росписью, скульптурными композициями. По углам фронтона на его вершине, на балюстрадах нередко устанавливают акротеры — постаменты, вазы, статуи, скульптуры.

Акротеры. Зарисовки архитектурных памятников.

Своды оконных, дверных проемов и ниш могут быть украшены кессонами — углублениями, разделенными прямолинейными участками-тягами, как соты. Форма ячеек может самой разной — многогранной, квадратной, круглой. Архитектурными деталями здания, наряду с фронтонами, демонстрирующими стиль, являются колонны того или иного ордера.

Фронтон дома в Тульской области, выстроенный по классическим мотивам.

Лепнину тоже относят к архитектурным деталям: это розетки, венки, молдинги, маскароны, триглифы, акантовые листья, картуши, гирлянды, а также барельефы и скульптурные композиции.

Лепнина на фасаде особняка в Тульской области.

Архитектурные изделия для современных и реконструируемых сооружений можно заказать из легкого полиуретана, который имеет характеристики, ни в чем не уступающие качествам натуральных материалов. Полиуретановые архитектурные изделия производят, используя пластические свойства материала, способного при заливке передавать мельчайшую деталировку поверхности формы. Эта способность позволяет воспроизводить отделку исторических памятников архитектуры. А устойчивость к влаге, перепадам температур, грибку, плесени и механическим разрушениям сохраняет внешний вид фасада долгие годы. Кроме того, архитектурные изделия из полиуретана можно окрашивать и придавать им вид разных материалов: гранита, мрамора, дерева, металла. Украшая дом полиуретановыми архитектурными деталями, можно создать красивый дизайн фасада в том или ином стиле, но и обеспечить его долгую службу и неизменный внешний вид.

Автор текста: Марина Калабухова

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

architan.ru

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́синыБаля́синыБаля́сины

 

 

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́даБалюстра́даБалюстра́да

 

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стрПиля́стрПиля́стр

 

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль
Капите́льКапите́ль

 

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́каАба́каАба́ка

 

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нтАтла́нтАтла́нт

 

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде
Рустовый камень на фасадеРустовый камень на фасаде

 

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

КариатидаКариатидаКариатида

 

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нтАнтаблеме́нтАнтаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

 

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

 

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́фБарелье́фБарелье́ф

 

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́фГорелье́фГорелье́ф

 

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н Фронто́н Фронто́н

 

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

ПилонПилонПилон

 

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

ПортикПортикПортик

 

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

КолоннадаКолоннадаКолоннада

 

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

СандрикСандрикСандрик

 

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

ФилёнкаФилёнкаФилёнка

 

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

КартушКартушКартуш

 

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

МолдингМолдингМолдинг

 

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

КронштейнКронштейнКронштейн

 

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́кольЦо́кольЦо́коль

 

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

АрхивольтАрхивольтАрхивольт

 

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

ПорталПорталПортал

 

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

АркадаАркадаАркада

 

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркерЭ́ркерЭ́ркер

 

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

КаннелюраКаннелюраКаннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

www.arhitek24.ru

Детали архитектуры

На фото: Архитектурные детали зданий передают авторскую идею, во многом определяют стиль произведения, его отношение к тому или иному историческому периоду, стране и культуре.

Колонны — важная архитектурная деталь здания, определяющая стиль.

Архитектурные детали используются для придания дому красивого и законченного вида, формируют впечатление о сооружении, делают его заметным и запоминающимся. Перечислим названия архитектурных деталей, которые играют существенную роль, как в эстетике, так и в конструкции сооружений. Одним из значимых деталей архитектуры является цоколь — нижняя часть здания, которую отделывают натуральным или искусственным камнем, цементной штукатуркой и другими прочными материалами, так как эта часть здания больше остальных подвержена разрушениям.

Цоколь здания отделан искусственным камнем.

Архитектурной деталью, указывающей на определенный стиль здания, являются колонны. Обычно колонны украшают центральный вход. Они могут выполнять поддерживающую функцию или играть только декоративную роль. Колонны могут быть выполнены из камня, дерева, металла, полиуретана, имитирующего натуральный материал. Колонны зданий в историческом стиле делают из натурального или искусственного камня, гипса или их имитаторов. В этнических стилях нередко колонны изготавливают из дерева или искусственных материалов, похожих на древесину. В урбанистическом стиле используются преимущественно металлические колонны или выполненные из искусственных материалов с металлизированным покрытием.

Колонны в совокупности с другими элементами фасада определяют стиль Ренессанс.

Для усиления жесткости стены с древности использовались выступы — пилястры и полуколонны. В современной архитектуре пилястры обычно выполняют декоративную роль и выполняются из тех же материалов, что и колонны, подчеркивая выбранный стиль. Эти архитектурные детали здания могут иметь гладкую поверхность, их могут украшать вертикальные бороздки по всей длине или частично, они могут быть ровными или иметь фигурную форму. Колонны, полуколонны, пилястры могут быть установлены на одном или нескольких этажах.

Выступы на стене имитируют пилястры.

С давних пор стены домов украшали ниши, в которые устанавливали малые архитектурные формы: вазоны, скульптуры. Ниши могут иметь простую прямоугольную форму и не иметь декора, или их могут украшать тяги, архитектурные обломы, колонки. Важнейшие архитектурные детали здания: окна (ссылка) и двери. Их форма, манера исполнения, оформление проемов, материал позволяют судить о характере строения, демонстрируют его стиль. Большое значение для формирования эстетики фасада имеет форма и расположение окон и дверей. К примеру, полуциркульные окна располагают рядом, создавая аркаду. Для оформления окон и дверей используют элементы, которые украшают фасады: сандрики, фронтоны, карнизы, колонны, пилястры.

Окна разных форм украшают здание.

Здания украшают балконы и лоджии. Балконы представляют собой площадки, выступающие относительно стены дома и огороженные перилами и балюстрадами. Балконы опираются на консоли или поддерживаются колоннами. Другие архитектурные детали здания — лоджии — встроены во внутренние помещения и имеют открытую наружную часть со стороны фасада. Эркеры — застекленные выступающие часть здания — выполняют функцию утепленных балконов.

Балконы являются акцентом в декоре дома.

Во многом формирует представление о доме такая архитектурная деталь, как лестница. Вид лестницы, ее оформление, материал выбираются в зависимости от дизайна фасада. Исторический стиль здания поддерживает фронтон — деталь архитектуры, венчающая кровлю здания. Форма фронтона может быть треугольной или лучковой в зависимости от стиля. Крышу могут обрамлять парапеты, балюстрады, которые выполняют эстетическую и защитную функции. По периметру кровли в исторических зданиях устанавливают карнизы.

Треугольный фронтон соответствует классическому стилю, в котором выполнено здание.

В качестве архитектурных деталей выступает лепнина: сандрики, молдинги, кронштейны, модульоны, филенки, лопатки.

Лепнина сочетается с оформлением окон здания в классическом стиле.

Все перечисленные названия архитектурных деталей относятся к строениям разного назначения. Архитектурные детали храмов в Европе и России создавались зодчими в том же стиле, что и дома общественного назначения, дворцы и особняки, обычно дополняя их элементами, характерными для католических или православных церквей.

Казанский собор выполнен в стиле классицизм, о чем свидетельствует колоннада, фронтон, портик и другие архитектурные детали сооружения.

В исторических строениях архитектурные детали изготавливались из традиционных для конкретной местности материалов. Сейчас для изготовления многих архитектурных элементов или для их отделки применяют инновационные материалы, искусственный камень и полимеры, например, полиуретан. На нашем сайте по каталогу можно выбрать готовые элементы из полиуретана. При желании можно украсить дом нестандартными изделиями. В этом случае по рисунку архитектурной детали делают форму, по ней создается оригинальное изделие, которое украсит дом и подчеркнет его стиль.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Элементы и узоры античной архитектуры

Фрагмент мраморного антаблемента и капители с античными узорами храма Зевса Сосиполиса в Магнесии на Меандре. 2 век до н.э. Археологический музей в Стамбуле.

Античный ордер

Искусство античности привнесло в архитектуру ордерную систему, которая использовалась на протяжении тысячелетий в мировом строительстве.

Витрувий (Vitruvius; I век до н. э.) — римский архитектор и инженер, исследователь.

Античный ордер – представляет собой определенные правила архитектурной формы конструкции зданий. Эти правила касаются размера, пропорций, расположения, формы вертикальных и горизонтальных элементов фасада. Определение ордеру было дано Витрувием в работе «Десять книг об архитектуре» — 1 век до н.э. Ордерная система существовала еще во времена Древнего Египта, Персии, однако, наибольшее влияние в зодчестве получили классические античные ордера Древней Греции и Древнего Рима. Прототипом ордеров являются столбы, несущие балки перекрытий. Конструкция ордеров имеет в своей основе стойки-колонны (несущая часть) и балок, которые они поддерживают – архитрава (несомая часть). Первым античным ордером греческой архитектуры считается дорический ордер, появившийся до 6 в. до н.э. в Пелопоннесе. В его составе: -стереобат (трехступенчатое основание), -несущие колонны с вертикальными желобками – каннелюрами, капителью с абаком (четырехгранная плита), эхины, напоминающей сплюснутую подушку. -Несомая часть – антаблемент с горизонтальной балкой – архитравом, фриз с плитами (триглифами) и декорированными плитами метопами, карниз. Примером дорического ордера может служить храм Геры в Олимпии.

Дорический ордер. Руины Храма Геры в Олимпии (Герайон). конец 7 — начало 6 веков до н.э.

В 6 веке до н.э. в архитектуре Греции (в Аттике, восточном Средиземноморье) появился ионический античный ордер, который отличался от дорического большей декоративностью. Тонкие колонны с канелюрами устанавливались на базы, венчались капителями волютами – завитками, напоминающими бараньи рога, импостом (горизонтальная тонкая плита над волютами). На фризы наносились рельефы, карниз украшали иониками (объемный декор, по форме напоминавший яйцо), климитиями (каменные листья), бусинами, высеченными из камня. Архитрав состоял из фасции – (нависающие друг над другом полосы, обычно их было три). По мнению Ветрувия (римский архитектор 1 в. н.э.), ордера воплощали в себе мужское и женское начало, и его догадки подтверждало то, что в дорическом ордере вместо колонн могли установить фигуры атлантов, а в ионическом – кариатид.

Храм ионического ордера Эрехтейон. Афины. 421 – 406 гг.

 

Сравнение конструктивных особенностей дорического и ионического ордера.

Коринфский ордер появился позднее (5-4 вв. до н.э.) и был похож на ионический, отличался он большей декорированностью: капитель украшали рельефные изображения листьев аканта, фруктов.

Храм Аполлона из мрамора в коринфском стиле. 2 век.

Античный ордер в искусстве Древнего Рима стал символом упорядоченности и власти. Римские зодчие чаще использовали греческий коринфский ордер, а также собственный ордер: композитный, соединяющий элементы разных греческих ордеров. В римской архитектуре массивные стойки-опоры соединены арками, поддерживаются полуколоннами, несущими антаблемент над аркой — эта конструкция составляет ячейку, модуль, который использовался при сооружении зданий разного назначения. Впервые конструкция проявилась в фасаде здания государственного архива Римской республики Табулария – сооружения, встроенного в юго-восточный склон Капитолийского холма (строительство 78 г. до н.э.)

Табуларий (tabularium). 78 г. до н.э.

Из ячеек складывались строения разного назначения: триумфальные арки, казармы, склады, рынки, другие общественные здания. На этих ячейках основывалась внешняя стена амфитеатров (Колизей — амфитеатр Флавиев в Риме. Около 80-х гг.).

Колизей. Рим.80-е гг. н.э.

При возрождении традиций классики в европейских странах подражали в основном римской античности, которая служила прообразом Ренессанса, классицизма, ампира. В 19 веке античные ордера Древней Греции активно использовали зодчие в американском неоклассицизме.

Античные колонны

Античная колонна в Древней Греции олицетворяла силу и стойкость возвышенной души греков. Свое происхождение колонна ведет от деревянного столба, который в последствии в строительстве был заменен на каменный. Колонны выполняют конструктивные несущие функции, поддерживая балки перекрытий. Древние сооружения с дорическими колоннами были вытянуты в длину. Диаметр древних колонн был велик, расстояние между колоннами – небольшое. Эти соотношения усиливали монументальность и основательность здания. Затем пропорции были изменены в сторону уменьшения диаметра и увеличения высоты колонн: в сооружениях Коринфа времен архаики (540 гг. до н.э.) отношение диаметра к высоте составляет 1:4; в Пропилеях в Афинах (5 век до н.э.) оно становится 1:5; а в 300 гг. до н.э. 1:6,5 (святилище Немеи).

Храм Апполона в Коринфе

Пропилеи в Афинах. 5 век до н.э.

Святилище Немеи. 300-е гг. до н.э.

В архаичном храме количество античных колонн фасадных и боковых находилось в соотношении 6:17 (храм Аполлона в Сиракузах), 6:15 (Коринф). В классической архитектуре Древней Греции (ссылка на статью Античная архитектура) существовало правило, согласно которому у боковой стены должно было быть удвоенное количество фасадных колонн и еще одна, то есть соотношение как в храме Зевса в Олимпии 6:13 (архитектор Либон. 468 — 456 гг. до н. э.). В Парфеноне в Афинах соотношение составило 8:17.

Храм Зевса в Олимпии. Визуальная реконструкция Храма Зевса 19 века, автор Пауль Нефф Верлаг.

Дорическая колонна устанавливается без площадки стилобата. Ионическая колонна устанавливается на цоколь. В ионическом стиле античная колонна выступает не только как опора (в отличие от дорической), но и как декоративный элемент. Античная колонна в коринфском стиле была наиболее сложной и декорированной, и в греческой архитектуре встречалась нечасто – ее больше использовали в Древнем Риме. В Греции эти колонны украшали, например, внутренние пространства Фимела в Эпидавре, построенном в 4 веке архитектором Поликлетом Младшим.

Греческие чертежи разновидностей разных типов колонн (надписи на латыни). Сверху вниз: первый ряд – колонны дорические, второй ряд – ионические, третий ряд – коринфские.

Античный орнамент

Основное в античном орнаменте Древней Греции – четкий ритм, чередование одних и тех же элементов, одинаковых по величине. Орнамент всегда замкнут, располагаясь вдоль всего фриза здания. Античный орнамент Греции развивался под воздействием исторических событий. В 13 веке до н.э. в Греции правили дорийские племена, в это время декор представлял собой орнамент из элементарных фигур, кругов, свернутых прямых линий, меандров – символов воды. Позже античный узор, прежде состоящий из ромбов, правильных треугольников, меандров, обогатился новым подходом: появились два чередующихся элемента, место меандра занимает пальметта. Используется изображение винограда, листьев алоэ, кувшинок, плюща, лавра, оливы, жимолости. Основное же в античном орнаменте сохраняется: четкость рисунка, симметрия.

Античный орнамент с меандром в архитектуре

Характерный для Греции античный узор на керамических плитках, украшавший здания: двойная плетенка, соединяющая горизонтальную линейную спираль, символическая раковина, пальметта, ионики, бусы, акант.

Античные орнаменты. Сверху вниз: меандр; “бегущая волна”; плетенка; жемчужник; бусы; акант; ионики; пальметты

Также в античном орнаменте Древней Греции присутствовали грифоны, сфинксы, полулюди — полузвери из древних мифологий, однако такие изображения чаще встречаются в декоре строений архаичного периода. Античный орнамент в римском зодчестве пополнился театральными мотивами, гротеском. В античном узоре у римлян появились музыкальные инструменты, маски, факелы, военная атрибутика, ленты, плоды. Символизм орнамента Древней Греции перерастает в декоративное искусство. Основным элементом в римском орнаменте оставался греческий аканф (акант), соединенный с линейной спиралью. Орнамент строился по горизонтали, нередко в центре завитков узора располагался распустившийся цветок, фигура животного, вплетая новые, реалистические изображения в канву древнего орнамента. Присутствие в римском античном узоре меандры, пальметты, спирали, волны, взятые из греческого орнамента, привело к тому, что многие украшения на римских зданиях получили название «греко-римских».

Примеры римского античного орнамента.

В современном строительстве, особенно там, где присутствуют элементы римского зодчества, нередко используются античные узоры, которые поддерживают выбранное стилевое направление. Для составления узора, украшающего здание, нередко пользуются изготовленными из современных материалов объемными изображениями, создавая вариации на темы античного орнамента.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Архитектурные элементы здания

Элементы декорирования фасада здания демонстрируют мотивы барочного стиля.

Различные элементы декорирования используются дизайнерами, чтобы выразить ту или иную идею и подчеркнуть стилевое направление. Каждый период человеческой истории знаменовался определенным подходом к декорированию домов. Еще во времена Древнего Египта и Древнего Шумера храмовые и дворцовые сооружения имели в своей конструкции поддерживающие кровлю столбы-колонны с лепными элементами и росписью. В культуре Древней Азии также использовались разнообразные элементы декора стен. В процессе формирования государства Древней Греции и присоединения к нему различных территорий с народностями, обладающими определенными навыками зодчества, была разработана ордерная система, ставшая впоследствии основой для многих европейских стилей. Лепные элементы в разных стилевых направлениях видоизменялись, дополнялись, приобретали новые черты и формы, однако, при этом не менялась их основа, которая и была признаком базового стиля. Если вы планируете придать дому классический вид, нужно украсить его лепными элементами. При этом вид этого декора будет говорить о вашей приверженности тому или иному историческому периоду в архитектуре.

Элементы декорирования фасада указывают на классический стиль дома.

Существуют разнообразные архитектурные элементы здания, многие из которых мы уже рассматривали, как, например: колонны, портики, фронтоны, порталы. Рассмотрим еще один важнейший архитектурный элемент — апсиду, используемую в самых разных стилях. Апсида представляет собой выступ фасада, имеющий кровельное покрытие. Первые апсиды появились в древнеримских храмах, термах. Чаще всего в то время этот важный архитектурный элемент имел полукруглую форму и был покрыт полукуполом. В романском стиле апсида украшалась «слепыми» арками, нередко расположенными в несколько ярусов. В христианских храмах эпохи Ренессанса, классицизма, барокко абсида приобрела прямоугольную, трех-, пяти- или многогранную форму с рядом декоративных ложных арок на колоннах — так строили в Северной Италии, Сирии, на постаментах такие арки возводили в России и в Закавказье. В регионах Кавказа апсиды делали треугольными. В современном строительстве апсиды будут уместны в зданиях, выстроенных в романском стиле, напоминающем средневековые замки. Подойдут они и для стиля барокко, создав плавность фасада. Аспиды могут быть украшены лепными элементами, инкрустациями, росписью, мозаикой.

Апсида собора с ложными арками и декором в восточном стиле. г. Монреаль.

В современных частных домах апсида подчеркивает стилевое направление, поддерживает его, придает фасаду пластичность.

Апсида фасада современного частного дома завершается открытым балконом.

Другой элемент декорирования мансардных, чердачных, купольных окон — люкарны — становятся популярными и в современном строительстве, когда поверхность окна на крыше расположена вертикально, независимо от уклона кровли. Обычно по бокам такое окно покрывается тем же материалом, что и кровля. Иногда люкарны продолжают стену фасада. Рамы люкарны украшают элементами лепнины, сандриками, окаймляют колоннами, наличниками. Люкарны, как вид мансардных окон, появился в позднеготическую эпоху, рамы в то время были обильно украшены лепными элементами. Люкарны, украшенные лепниной, присутствовали на кровлях времен Ренессанса. Использовались эти элементы декорирования в стиле Тюдор в Англии и Шотландии. Такие окна создавали во Франции в замках во времена Людовика XII. Создавали этот архитектурный элемент на зданиях в стиле барокко. Люкарны использовались в неостилях, эклектике 18-19 века. Они присутствовали на зданиях в стиле классицизм и модерн. Каждый стиль предполагал определенную манеру оформления.

Люкарна на крыше дома, построенного по мотивам классицизма.

В этно-стилях этот архитектурный элемент здания тоже был очень популярен. Нередко окна на домах в деревенском стиле оформлялись ажурной резьбой. В современном строительстве подобные люкарны нередко оформляют резьбой из деревокомпозита — этот материал долговечен, удобен в производстве, не подвержен разрушению в течение многих лет.

Ажурная отделка люкарны из деревокомпозита.

Важным архитектурным элементом здания, формирующим стиль фасада, могут стать люнетты. Этим термином обозначается часть стены, представляющую собой сегмент круга, ограниченный сверху аркой, а снизу — горизонтальным наличником. Люнетты могут быть сквозными с окнами и глухими, с незаполненным пространством, либо украшенными лепными элементами, росписью, мозаикой. Классические люнетты оформлялись каменными выступами различного профиля. В эпоху готики этот архитектурный элемент здания выделяли сложным объемным рельефом, лепниной, шпилями. Нередко поле люнетты заполняли цветной витражной мозаикой. Барочные люнетты отличались богатой росписью или барельефами.

Оформление люнетты церкви Сант-Эусторджо. г. Милан.

Люнетты на стене и фронтоне здания с классическими мотивами.

Классический стиль предусматривает законченность сооружений, что выражалось через различные элементы, предназанченные для обозначения границ архитектурных частей конструкции фасада. К примеру, архитектурный элемент здания — акротерионы — устанавливались по сторонам фронтона на постаментах или ими украшали дверные проемы. В Древней Греции эти архитектурные элементы сооружались на храмовых постройках (храм Афины на о. Эгине; храм Немезиды в Аттике). К наиболее ранним относят изображения лиры, грифа, позже это были пальметты, вьющиеся лозы, волюты, скульптуры. Различные изменения этот лепной элемент претерпел во времена Ренессанса, его нередко стали использовать для элемент декора стены и на углах зданий.

Варианты лепнины акротерионов.

Архитектурные элементы декора стен времен античности и архаики вытачивались из камня, преимущественно из мрамора. Встречались также лепные элементы из гранита, туфа, песчаника. Во времена Римской империи стали создавать декоративные элементы из бетона. В некоторых регионах архитектурные элементы зданий изготавливали из дерева: известны знаменитые сооружения в Южной Азии, созданные из прочных пород древесины. В последние десятилетия, после многолетней моды на конструктивизм и минимализм, в сооружениях для частного или общественного использования вновь в моде лепные элементы, украшающие фасады. Появление искусственных материалов — полимеров — упростило и ускорило создание декора разных типов сложности. Полиуретановые декоративные элементы легки, просты в установке, не требуют участия в работе высокопрофессиональных скульпторов, что существенно снижает стоимость фасада.

Полиуретановые элементы декора стен и кровли помогают создавать образ современного дома в стиле барокко.

Основные архитектурные элементы являются важной составляющей фасадов, созданных в историческом стиле. Сейчас есть возможность оформить фасады строений изделиями из полиуретана, выбрав их по каталогу на сайте, либо сделав индивидуальный заказ. Важнейшие архитектурные элементы здания сделают здание особенным, запоминающимся, выделят на фоне окружающих его строений. Многие из них представлены в разделе Словарь терминов. Здесь можно найти определение того или иного элемента, его описание и применение.

Автор текста: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

архитектурные элементы — Энциклопедия

A

архитектурные элементы - портал olymp.in

Абака

(с греч. — «доска») — верхняя, обычно квадратная плита капители, колонны,пилястры.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Акант

рисунок украшений коринфских и сложныхкапителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Акротерий

(с греч. — «высочайший») 
скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Антаблемент

(с франц. — «стол», «доска») 
балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава,фриза и карниза.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Апсида

(с др.-греч. — «свод») 
выступ здания, перекрытый полукуполом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Аркбутан

наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на контрфорс, расположенный за пределами основного объема здания.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Архивольт

(с лат. — «обрамляющая дуга») 
обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Архитрав

нижняя из трех горизонтальных частейантаблемента, опирающаяся непосредственно на капители колонн

 

 

Б

архитектурные элементы - портал olymp.in

База

подножие колонны, здания, памятника или другого сооружения, лежащее на фундаменте.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Балюстрада

ограждение лестницы, балкона, террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Балясина

(с греч. — «цветок граната») 
фигурный столбик в балюстраде.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Бифорий

(с лат. — «два», «вход») 
окно, состоящее из двух проемов, разделенных колонкой.

В

архитектурные элементы - портал olymp.in

Венецианское окно

(также называемое палладианским и серлианой) 
форма трехчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Вимперг

(с нем. — «защита от ветра») 
высокий остроконечный щипец, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Волюта

(с итал. — «завиток», «спираль») 
архитектурный мотив в ионическойкапители, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

Г

архитектурные элементы - портал olymp.in

Герма

четырехгранный столб, завершающийся скульптурной головой или бюстомкакого-либо бога, государственного деятеля или философа (первоначально — бога Гермеса).

архитектурные элементы - портал olymp.in

Гутты

(с лат. — «капля») 
мелкие украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров в постройках дорического ордера.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Дентикулы

(с лат. — «зубцы») 
ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных на карнизе здания.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Имплювий

(с лат. — «водосток») 
четырехугольный неглубокий бассейн в центре атрия (закрытый внутренний двор древнеиталийского и древнеримского жилища), куда через комплювий стекала с крыши дождевая вода.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Импост

завершающая часть колонны или стены, имеющая вид полочки или фигурногокарниза и являющаяся опорой для вышерасположенной арки.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Ионический ордер

сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 годом до н. э. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков — волют. Антаблемент иногда без фриза; архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.

К

архитектурные элементы - портал olymp.in

Канефора

(с греч. — «несущий корзину») 
скульптурное изображение женской фигуры, архитектурно заменяет колонну.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Каннелюра

вертикальный желобок на стволе пилястрыили колонны.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Капитель

(c лат. — «голова») 
верхняя орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, расположенная между стволом опоры и антаблементом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Кариатида

статуя одетой женщины, введенная в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и заменявшая собой колонну или пилястру.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Карниз

выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Кауликоли

в коринфских капителях — волютообразные завитки стеблей, выступающие из-за листьев аканта и образующие маленькиеволюты, поддерживающие абаку.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Кессоны

(с фр. — «ящик», с итал. — «кассета») 
углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Комплювий

(c лат. — «орошать дождем») 
прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).

архитектурные элементы - портал olymp.in

Контрфорс

(от франц. — «противодействующая сила») 
вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Коринфский ордер

сложился во второй половине V века до н. э., получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Дорический ордер

сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня. Колонна дорического ордера не имеет базы; ствол прорезан вертикальными желобками —каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки — эхина и толстой квадратной плиты — абаки. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифыи метопы. Существует упрощенный вариант дорического ордера — тосканский (имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкийфриз).

 

архитектурные элементы - портал olymp.in

Лопатка

вертикальный плоский выступ стены, в отличие от пилястры не имеющий базы и капители. Обычно — декоративный элемент, служащий для вертикального членения плоскости стены

 

архитектурные элементы - портал olymp.in

Метопа

повторяющийся элемент фриза дорического ордера, прямоугольная плита с плоской или рельефной поверхностью. Чередуется с триглифом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Модульон, или модильон

архитектурная деталь в виде небольшого кронштейна с лепным листом с нижней стороны, которая расположена под выносной плитой венчающего карниза.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Мутул

плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере.

 

архитектурные элементы - портал olymp.in

Нервюра

(с фр. — «прожилка») 
выступающее ребро готического каркасного свода.

 

 

архитектурные элементы - портал olymp.in

Пальметта

растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Парус

часть свода, навес между двумя арками.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Перемычка

конструктивный элемент в виде балки или арки, перекрывающий оконный или дверной проем в стене.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Пилястра

(с лат. — «колонна», «столб») 
плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Пинакль

декоративная башенка с квадратным или многоугольным основанием и пирамидальным верхом, обычно устанавливаемая на контрфорсах.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Протома

(с др.-греч. — «передняя часть тела», «морда») 
изображение передней части тела животного или мифологического существа.

 

архитектурные элементы - портал olymp.in

Раскреповка

небольшой выступ плоскости фасада, выступантаблемента, карниза и пр.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Руст

(с лат. — «простой», «грубый») 
рельефная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Сандрик

декоративная деталь в виде небольшогокарниза или фронтона над оконным или дверным проемом. Изначально использовался для защиты проемов от дождя.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Стереобат

цоколь храма или колоннады. В Древней Греции обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называлась cтилобатом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Стилобат

(от греч. stylos — «колонна» и batos — «доступный для прохода») 
В античной архитектуре — каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Стоа, или стоя

(с греч. — «портик») 
длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Супрапорта

пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Триглиф

повторяющийся элемент фриза дорического ордера: вертикально стоящие каменные плиты с треугольными в плане продольными желобами. Чередуется с метопом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Трифорий

(с лат. — «три двери») 
В романской и готической архитектуре — узкие продольные галереи над боковыми нефами (вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн), открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проемами.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Фриз

часть антаблемента между архитравоми карнизом. В дорическом ордере членится чередованием триглифов и метоп. В других архитектурных ордерах может быть гладким или украшается скульптурным рельефом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Фронтон

часть фасада здания, портика, колоннады, ограниченная двухскатной крышей и карнизом. Чаще всего бывает треугольным или лучковым (дугообразным).

архитектурные элементы - портал olymp.in

Фуст

(с лат. — «палка») 
стержень колонны, находится между базойи капителью.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Штуковый рельеф

гипсовые лепные украшения на поверхности стен.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Эдикула

(c лат. — «дом», «храм», «часовня») 
композиционный элемент, структура в виде небольшого храма, обычно с парой колонн.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Экседра

(с греч. — «сиденье за дверями») 
полукруглая ниша, обычно завершаемая полукуполом.

архитектурные элементы - портал olymp.in

Эхин

нижняя часть капители колонныдорического ордера, переход от ствола колонны к абаке.

olymp.in

Архитектурно-конструктивные элементы зданий | A-Taurus

Абака – плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры.

Альков – ниша в комнате или другом помещении, отделённая от ее основного пространства, где преимущественно устанавливается кровать или диван. Может являться местом расположения внутриквартирной лестницы.

Алькеж – угловая, башнеобразная, обособленная часть здания, сильно выступающая снаружи за плоскость стен.

Амбразура – оконное отверстие в стене с расширением внутрь здания (иногда снабжено амбразурным заслоном), предназначенное для стрельбы.

Антаблемент – Верхняя часть архитектурного ордера, опирающаяся на колонны (балочное перекрытие пролёта или стены). Состоит из трёх горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза.

Антресоли – верхний полуэтаж здания, включённый в его основной объём. Как правило имеет низкий потолок. Также антресолью называется верхняя часть высокой комнаты, разделённой на два полуэтажа. В советских домах обозначает секцию потолочного шкафа, отделённую под кладовые нужды. Согласно СНиП 31-01-2003 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778) это площадка в объёме двусветного помещения или внутренняя площадка квартиры, расположенная в пределах этажа с повышенной высотой, имеющая размер площади не более 40 % площади помещения, в котором она сооружается.

Анфилада – ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (залов, комнат, помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси. Создают сквозную перспективу.

Апсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило часть внутреннего пространства храма, составляющая часть алтаря (алтарный выступ).

Аркада – это ряд повторяющихся одинаковых проёмов, перекрытых арками опирающихся на столбы или колонны.

Аркатура – ряд глухих (ложных) арок, служащих для украшения фасада здания или внутренней стены. Бывает расчленённой и непрерывной.

Аркбутан – каменная наружная арка или полуарка, передающая горизонтальное усилие распора сводов на столбы, стоящие вне здания (подпорная арка).

Архивольт – обрамление арочного проёма, выделяющая дугу из плоскости. Профилированная лицевая и нижняя поверхность арки.

Архитрав (эпистелион) – имеет три значения: Несущая прямолинейная балка, перекрывающая промежуток над окнами, дверями, столбами, колоннами. Нижняя из трёх горизонтальных членений антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны. Один из видов изразцов, применяемых в облицовке голландской печи.

Аттик – Декоративная стенка над карнизом, расположенная над венчающим карнизом и завершающая собой фасад. Иногда соответствует этажу (аттиковый этаж).

Балкон – разновидность террасы, ограждённая перилами площадка на фасаде стены, укреплённая на выступающих из стены здания балках. Также балконом называют часть зрительного зала, нависающего над партером.

Балюстрада – ограждение лестницы, балкона, террасы, и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой.

Балясина – невысокие фигурные столбики в виде колонн, поддерживающие перила лестниц, балконов и т.п.

Барабан – цилиндрическая или многогранная стена, служащая для поддержания купола или возвышения его над окружающими частями здания. Нижняя часть опирается на стены, арки, поддерживающие или укрепляющие своды.

Бастион – пятиугольное долговременное укрепление, возводившееся на углах крепостной ограды. Представляет собой люнет с двумя передними сторонами, двумя боковыми сторонами и открытой тыльной стороной.

Бойница – щелевидное отверстие в стенах крепостных сооружений или выемка в окопе, предназначенная для ведения боя по заданному направлению из укрытия. Размер зависит от применяемого оружия.

Брама – городские крепостные ворота. Фортификационный элемент. Сооружение из камня или дерева с главным входом в замкнутый комплекс.

Вальма – треугольный скат крыши, расположенный с торцевой стороны прямоугольного в плане здания, и пролегает от конька до карниза. Если такой скат не обладает полной протяжённостью, то он называется полувальма.

Витраж – декоративное застекление окон или дверей с тематическими или орнаментальными рисунками, составленными из кусков разноцветного стекла или иного просвечивающегося материала, рассчитанное на сквозное освещение.

Волюта – орнамент в виде завитка или спирали с кружком в центре. Является составной частью капителей.

Гирька – архитектурная деталь, являющаяся украшением, обычно из резного камня, опрокинутого и подвешенного на скрытом в кладке железном стержне. Служит опорой для малых декоративных арок как правило расположенных под объединяющих их большой аркой.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса. Зачастую говорят и в широком смысле слова — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. К главам часто относят простейшие посводные покрытия.

Голосник – керамический кувшинообразный сосуд или камера небольшого размера, встроенная в кладку стен, горловиной в сторону внутреннего пространства здания для усиления звука и облегчения конструкции.

Деформационные швы – это заполненные упругим эластичным изоляционным материалом зазоры, представляющие собой разрез в конструкциях здания и разделяющие сооружение на отдельные блоки, придающие им степень упругости. Предназначены для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные нагрузки, которые снижают несущую способность. В зависимости от назначения применяют температурные, компенсационные, осадочные, антисейсмические и усадочные швы.

Закомара – полукруглое или килевидное завершение верхней части стены храма в древнерусской архитектуре, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.

Замковый камень – клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется своими размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, выполняя таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и плоских перемычек. Этот камень укладывается последним, после чего каменный свод может нести нагрузку.

Замок – клинообразный камень в вершине арки или свода.

Звонница – сооружение для подвешивания колоколов, как правило элемент храма с проёмами, поставленный над стеной здания.

Зубцы (мерлон, перси, перши) – завершение стен крепостей, башен и прочих сооружений в виде одинаковых выступов с равными просветами (бойницами). Применялись в качестве деталей крепостных сооружений, а также элементов архитектурно-декоративного убранства.

Изразец – плитка коробчатой формы из обожжённой глины, покрытая с лицевой стороны глазурью. Разновидность кафеля предназначенная для облицовки.

Импост – имеет четыре значения: Верхний камень столба или стены, служащий опорой для вышерасположенной арки или балки. Неподвижная часть над дверью или окном входящая в обрамление отверстия. Карниз, протянутый по стене для устранения монотонности и прерываемый выступающими столбами или колоннами. Вертикальный элемент, разделяющий оконный и дверной проём или два близко расположенных оконных проёма.

Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

Капитель – венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке.

Картуш – скульптурное украшение в виде полуразвёрнутого свитка (щита) для помещения герба, надписи, маски и т.д.

Кессоны – углубления на поверхности потолка или свода, имеющие форму квадрата или другой простой геометрической фигуры.

Козырёк – жёстко установленная часть крыши, расположенная над выступающим элементом здания. Является частью архитектурного сооружения и служит в качестве защиты от осадков входных крылец, балконов, лоджий, вентиляционных шахт и т.п.

Кокошники – архитектурные декоративные детали в виде небольших арочных полукружий, часто с заострённым концом (ложная закомара).

Колонна – вертикальная опора – обычно круглого сечения с капителью, базой, пьедесталом.

Колоннада – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии и поддерживающих объединяющее их перекрытие.

Консоль – опорный выступ на какой-либо конструкции с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном, предназначенный для восприятия вертикальной нагрузки (разновидность опоры или кронштейна).

Контрфорс – вертикальная конструкция выступающая из стены (вертикальное ребро жёсткости), либо отдельностоящая опора связанная со стеной аркбутаном. Предназначена для увеличения устойчивости несущей стены здания путём принятия на себя горизонтального усилия. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Кронштейн – консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления на вертикальной плоскости (стене или колонне) выступающих или выдвинутых в горизонтальном направлении частей сооружений.

Лоджия – открытое (с одной, двух или трёх сторон) помещение, где стену заменяют парапет, аркада или колоннада (зона здания не загороженная с какой-либо стороны). Встроена в здание и ограничена несущими конструкциями, а не выступает из него в отличие от балкона.

Лопатки – узкие вертикальные выступы в стене в виде пилястры без капители и базы.

Люнет – поле стены, ограниченное аркой в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу. Располагается над дверями или окнами. Бывают глухими и сквозными, при этом в сквозные помещаются окна. Аналогичный элемент треугольной формы называют Тимпан.

Майолика – разновидность керамических изделий, изготавливаемых из глины или отходов фаянса, покрытых расписной глазурью.

Мансарда – эксплуатируемое чердачное пространство как жилое или нежилое помещение, образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома.

Машикули (бойницы косого боя, навесные стрельницы, варницы) – навесные бойницы, укрытые с боков и сверху, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Предназначены для вертикального обстрела, сброса камней, выливания смолы.

Мезонин (надстрой, вышка, полуярус, полужильё) – жилая надстройка над средней частью жилого, чаще всего небольшого, дома (может иметь балкон). В основном не носит функционального назначения, а просто является декоративным элементом.

Модульон – кронштейн, поддерживающий поясок или карниз. Имитация концов балок. Иногда играет только декоративную роль.

Мозаика – орнамент или изображение, составленное по средством компоновки, набора и закрепления из разноцветных мелких камешков, кусочков мрамора, стекла, глазурованной керамики и т.п.

Навершие – верхушка какого-либо изделия или сооружения.

Наличник – декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок.

Нервюра – выступающее профилированное ребро (гурт) главным образом готического крестового свода.

Неф (Корабль) – продольное внутреннее пространство здания, ограждённое либо наружными стенами, либо аркадами.

Откос – это часть стены, непосредственно прилегающая к оконному или дверному проему, образующие его.

Пандус – наклонный подъём соединяющий две разновысокие горизонтальные поверхности, заменяющий лестницу.

Парапет – невысокая ограждающая стена, проходящая по краю крыши, венчающего карниза, балкона, террасы и др. Не может иметь балясины.

Пилон – массивный устой, башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды по обеим сторонам узкого входа. Столбы большого сечения служащие опорой перекрытий либо поддерживающие несущие тросы. Массивные невысокие столбы по сторонам въезда или входа на территорию. Железобетонная колона с вытянутым поперечным сечением.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены в форме ордера – имеет базу, капитель, каннелюры (продольные желобки).

Плафон – горизонтальная часть потолка, украшенная живописью или рельефами.

Плинфа – византийский и древнерусский обожжённый плоский квадратный кирпич.

Подоконник – конструктивный элемент окна, его горизонтальная часть, которая укладывается на одном уровне с нижней частью рамы или непосредственно под ней.

Портал – архитектурно обработанный вход с прилегающей к нему частью фасада. Имеет масштабное обрамление с орнаментацией.

Портик – навес, поддерживаемый колоннадой, открытая многоколонная галерея, примыкающая к зданию.

Придел – добавочный алтарь в храме.

Притвор – пристройка к главному входу храма. Обычно отделена от храма стеной с дверным проёмом.

Пята – основание свода или арки.

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Обычно симметричны по отношению к центральной оси здания.

Роза – круглое окно на фасаде со сложным рисунком, переплётом с каменным кружевным узором.

Розетка – мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины.

Ротонда – круглое сооружение, перекрытое куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Руст – это кладка или облицовка стены здания рустованными либо выпуклыми камнями, у которых лицевая сторона выступает из поля стены. Рустованная поверхность имеет глубокие борозды-швы.

Сандрик (карниз) – выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. Отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям. По бокам может поддерживаться консолями.

Свод – тип перекрытия, имеющего в разрезе криволинейное очертание. Цилиндрические, коробовые, крестовые, крещатые, купольные и другие.

Стилобат – верхняя поверхность ступенчатого цоколя. Основание, на котором стоит здание или скульптурный монумент, часть композиции сооружения.

Стук (стукко) – высший сорт облицовочной штукатурки, обладающий большой прочностью и принимающий после полировки вид мрамора (искусственный мрамор).

Терраса – настил открытого типа на подготовленном основании, как правило на опорах.

Трансепт – поперечный неф (корабль), пересекающий основной неф под прямым углом и образующий апсиды в своих окончаниях, выступающих за пределы основной части здания.

Тромп – сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеет вид ступенчатой ниши. Является конструктивным элементом, обеспечивает перенос нагрузки и визуальный переход от сферического купола или верхнего восьмерика к кубическому объёму нижнего помещения. Иногда применяется в качестве опорной конструкции угловых куполов, эркеров и т. д.

Тяга – горизонтальный профилированный выступ или пояс используемый для расчленения поля стены и для обрамления панелей.

Филёнка – рамка окружающая определённое поле стены, потолка, свода.

Фонарь – приподнятая открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции. Иногда башенки с окнами. Фонари делятся на: зенитные, аэрационные и светоаэрационные.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке, отличающаяся большой долговечностью.

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Фронтон – верхняя часть стены (чаще всего в виде треугольника), ограниченная сверху крышей, снизу – горизонтальным карнизом, отделяющим ее от стены.

Цитадель – укрепление, стоящее отдельно или внутри крепости, являющееся наиболее защищённым укрытием.

Четверик – часть здания, имеющая квадратную в плане форму. Четырёхгранный объём.

Шатёр – крутое многоскатное или коническое покрытие в виде многогранной пирамиды.

Щипец – верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами кровли и не отделённая снизу карнизом.

Эркер – выступающая объёмная часть здания из плоскости наружных стен с внутренним помещением. Бывают консольными, начинающимися с уровня второго этажа, или пристроенными – опёртыми на фундамент. (Круглые, многогранные и прямоугольного сечения).

a-taurus.by

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *